На фасаде "всевидящее око", а в колонне - гроб?
Сельчане из Жиличей Кировского района утверждают: в бывшей резиденции шляхтича и сейчас по ночам светятся окна
Это здание видело многое: роскошные балы и революционную разруху, красавиц в кринолинах и студентов в форменных фуражках, итальянских скрипачей и немецких оккупантов. Но парадная дверь, верой и правдой прослужившая разным хозяевам более полутора сотен лет, все так же радушно распахивается к приходу гостей, а старые лестницы сразу ведут в танцевальный зал….
Белорусский Версаль
Белорусский Версаль
-- Первый камень под будущий шедевр архитектуры был заложен в 1825 году. Дядя хозяина поместья выкупил у известного рода магнатов Сапегов большую часть земель Быховского уезда. А его племянник Игнатий Булгак в одном из его самых живописных мест затеял грандиозное строительство имения, -- рассказала директор дворцового музея Лариса Забелова. -- Автором проекта стал известный архитектор того времени, профессор Виленского университета Карл Подчашинский.
Правда, вся черновая работа, в том числе и руководство стройкой досталась студенту Петербургской академии художеств Клобуковскому. Резиденция строилась с размахом -- по красоте и размерам с ней сегодня может сравниться разве что Несвижский замок. За королевскую роскошь самого здания и богатство внутреннего убранства современники называли дворец белорусским Версалем. Игнатий Булгак, владевший крахмальным и сахарным заводами, пивоварней, денег на строительство не жалел. Шестиколонный портик парадного входа, огромные залы -- танцевальный, для приема гостей, -- и множество комнат, каждая из которых была совсем не похожа на другую.
-- Вот это -- оружейная, -- продолжает экскурсию Лариса Забелова. -- Ее назначение видно по лепнине потолка, украшенной гипсовыми стрелами, лавровым венком.
Пан Булгак, в прошлом -- боевой офицер Отечественной войны 1812 года, и в мирной жизни был большим любителем оружия. Его коллекция насчитывала десятки мечей, пистолей, ружей, рыцарские доспехи, шлемы. И постоянно пополнялась подарками друзей, которые знали об увлечении помещика и частенько привозили ему огнестрельные «сувениры». А когда в Жиличском дворце собирались гости, каждый из них волен был выбрать понравившееся оружие и отправиться на охоту в окрестные леса.
…А в бывшей детской и сегодня даже в пасмурные дни светло и солнечно.
-- Здесь все продумано, -- поясняет Лариса Забелова. -- Система отопления во дворце была устроена так, что печи топили в подвале, а воздуховоды, проложенные в стенах, нагревали их, и тепло сохранялось надолго. Одна часть оконных рам открывалась наружу, другая -- вовнутрь. И благодаря специальным пазам окна закрывались накрепко, так что никакой ветер не страшен.
Ну а потолочная лепнина, в которой невиданные звери выглядывают из-за диковинных растений, который век пытается рассказать какую-то необыкновенную сказку…
Загадочный лик крестьянки
Кстати, гипсовые рисунки потолков ни в одной из комнат дворца не повторяются. К примеру, салонный зал, где барышни и кавалеры могли отдохнуть после бала, был украшен кессонами, на которые даже не вешались люстры. Чтобы света хватало, над обычным рядом окон расположен второй -- поменьше. А в комнате приемов среди лепнины много раз повторяется один и тот же лик девушки. Как рассказывает легенда, это -- запечатленное на века лицо красавицы-простолюдинки, которую полюбил пан Булгак. Хозяин поселил девушку во дворце, дал ей образование и воспитание. Как ее звали, как сложилась судьба загадочной молодой крестьянки, история умалчивает. Но правильными чертами неизвестной посетители любуются до сих пор. А те, кто хочет удержать свое счастье, стараются дотронуться до прекрасного лица. Говорят, примета срабатывает: таинственная незнакомка помогает влюбленным и в XXI веке.
Когда-то фаворитами цвета дворца были бордо, золото и лазурь. После ремонта 40-летней давности оттенки несколько изменились. Но рядом с банкетным залом есть холл, где сохранилась подлинная золотая краска, практически не потрескавшаяся за 180 лет! А сам зал радует необычными сюжетами греческой мифологии. Особой гордостью Игнатия Булгака были античные скульптуры, коллекцию которых он собрал во время путешествий по Греции и Италии, а также -- слуцкие пояса с позолотой. Стены дворца также украшали шедевры мировой живописи.
Впечатляла гостей своим убранством и часовня, расположенная в северном крыле здания. Алтарь, свидетельствуют историки, был сделан из искусственного мрамора с позолотой. На уровне второго этажа -- балконы с ажурной балюстрадой. Стены покрывала роскошная лепнина. А с внешнего фасада по сей день за суетным миром наблюдает «всевидящее око» -- знак, который считается символом масонства. Принадлежал ли пан на самом деле к этому кругу? Сегодня это трудно как доказать, так и опровергнуть.
А напротив, с южной стороны, было царство экзотических растений -- оранжерея. Судя по сохранившимся сведениям, металлические оконные рамы для Зимнего сада по специальному заказу делались в самой Варшаве! Летом пальмы, кипарисы и лимоны «дышали» свежим воздухом: на теплое время их высаживали в огромном парке, который также украшали скульптуры, беседки, бассейны и мостики.
Не осталось даже стула
При жизни -- до 1848 года -- Игнатий Булгак успел построить только главный и боковые корпуса здания. Вплоть до конца XIХ века строительство имения продолжал самый младший из его сыновей -- Эдгар. В итоге резиденция получила форму закрытого «кольца» и славу одного из самых гостеприимных домов, общая площадь которого -- 4 тысячи квадратных метров! Правда, жизнь здесь бурлила только летом. Когда пан приезжал, прислуга по винтовой лестнице бежала на пятый этаж, а затем -- на башенку, и устанавливала родовой флаг Булгаков. Это значило: вход открыт!
Кареты гостей, как правило, заезжали с северной стороны прямо во двор. Булгаки друзей встречали радушно. К столу подавали кулинарные изыски, для души всегда -- музыка и книги в золоченых переплетах. А вечерком гости любили прогуляться по парку, который занимал целых 18 гектаров, полюбоваться черными тополями, кедрами, кленами. Почувствовать благоухание роз и лилий. К слову, за цветниками приглядывали музыканты -- для крепостных талантов была определена самая легкая (!) повинность. А крестьянам, помимо работы на полях и заводах пана, приходилось отрабатывать барщину и в покоях: прислуга не всегда справлялась с обилием своих обязанностей.
Говорят, что прогулочные аллеи парка были высажены так, что с высоты птичьего полета можно было прочесть инициалы хозяина. Но некогда ухоженные деревья постарели, тропинки превратились в дикие заросли, пруды высохли. От уникальной, по воспоминаниям современников, купальни-бани с открытой галереей тоже ничего не осталось.
…А грабить дворец начали после революции. Местные жители унесли из него все, что можно, не оставив и стула. В дело пошло даже стекло из теплиц оранжереи. Последний хозяин поместья -- сын Эдгара Эммануил -- мог только догадываться о том, что случилось с их родовым гнездом. Молодому пану удалось бежать еще до вандализма. Если верить народной молве, он успел нагрузить несколько подвод своего имущества и отправился в сторону Орла.
-- Кто знает: вдруг где-то в российской глубинке по сей день хранятся семейные ценности Булгаков? -- говорит Лариса Забелова. -- Что касается снимков интерьера, то точно известно: подлинники фотографий 1914 года есть в музеях Кракова. Но счастье, что мы владеем копиями, которые со временем помогут хотя бы частично воссоздать реальную картину убранства.
Где прячутся привидения?
История Жиличского дворца не сохранила страшных историй о кровавых разборках, разбитых сердцах или проклятиях. Но, как и многие старинные имения, он имеет свои тайны и загадки.
Работники музея, к примеру, не любят оставаться здесь по вечерам в одиночку. «Бывает, -- рассказала Лариса Забелова, -- что в темноте раздаются леденящие душу звуки. Что-то, возможно, объясняется особенностью строения здания, когда шорохи за стеной проявляются внутри дома. Но как объяснишь то, что даже и словами описать трудно, а отдаленно можно сравнить только с металлическим скрежетом, который возникает в темноте и сразу исчезает, когда включишь свет?..»
И научные сотрудники, и местные жители не раз наблюдали и такую картину: то в одном, то во втором крыле, то на башенке здания ночью вдруг на какое-то мгновение вспыхивает свет. Так, что даже контуры рам видны! Подобное «сияние» время от времени появляется и в старом парке.
Уже которое поколение из уст в уста передает легенду, будто в одной из колонн парадного входа замурован ребенок -- пятилетняя девочка. Такая жертва была принесена для того, чтобы отпугнуть от этих мест нечистую силу и дать зданию долгую жизнь.
-- Мы не очень-то верим этому рассказу, -- поделилась Лариса Забелова. Но когда начнется реконструкция центральной части дворца, обязательно попросим специалистов «просветить» колонны. Если там не будет пустот, значит, все это -- неправда.
Время собирать камни
А возрождение резиденции пана Булгака уже началось. Сейчас в северной части дворца, где прописалась детская школа искусств, идет реконструкция. Восстанавливать интерьер здесь не будут: как и прежде, в этих комнатах ребята будут учиться музыке и рисованию, потому для помещений важнее всего -- функциональность. Новоселье юные таланты должны справить в сентябре нынешнего года.
Затем на очереди -- центральная часть здания. В рамках реконструкции планируется не только воссоздать изысканную красоту интерьеров, отремонтировать фасад, но и восстановить разрушенное крыло, где когда-то был зимний сад. Возможно, там будут открыты гостиница, бар для туристов. Вторую жизнь получит и парк, где приведут в порядок старые и высадят новые деревья, разобьют клумбы, восстановят каскад прудов. И посетители, которые и сегодня едут в Жиличи в поисках красоты и романтики, смогут еще ярче представить, как выглядела дворянская усадьба позапрошлого века.
Светлана МАРКОВА
На снимках: парадный вход бывшей резиденции Булгаков; банкетный зал и сегодня поражает воображение; рисунок Наполеона Орды запечатлел первозданную красоту Жиличского дворца XIХ века.
Фото автора