В Беларуси снимают первый фильм ужасов
- Мне предложили несколько сценариев на выбор, но мне ничего не понравилось. Тогда меня спросили: а что есть у вас? И я отравил заявку, которая точно не должна была пройти, - на фильм ужасов. Мотивировал, конечно, тем, что это продолжение традиций «Дикой охоты короля Стаха», создание национальных мифов, легенд и так далее. И заявка прошла.
«МАСАКРА» - ГАМОН ПО-БЕЛОРУССКИ
Снимать в Беларуси настоящий хоррор - безумие? Ужасы вроде бы не наш национальный жанр.
- Поэтому мы снимаем бульба-хоррор, - признается Андрей Кудиненко. - Это будет хоррор местного разлива, с иронией по отношению к кинематографу такого жанра, к своему белорусскому кинематографу. У нас будет и смешно и страшно.
«Масакра» с английского переводится как кровопролитие, резня.
- Гамон, в общем….
Поэтому будут в картине и убийства, и загадочные мистические события. И, естественно, любовь. Любовь между графом Пазуркевичем, которого играет российский актер Дмитрий Миллер, и его невестой Анной (молодая российская актриса Мария Курденевич). Правда, у графа никак не получается избавиться от родового проклятия, по которому все члены семьи оказываются оборотнями. Он надеется, что любовь поможет стать ему обычным человеком. Но…
Героиня Светланы Зеленковской - местная помещица.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
ЗА УДАЧНУЮ СЪЕМКУ - ТАЗ КОКА-КОЛЫ
Финальную сцену - свидание главных героев - снимали в удивительно красивом месте на берегу Немана у векового дуба. Правда, Дмитрия Миллера мы так и не увидели. Его герой уже превратился в медведя. Поэтому в любовной сцене участвовала Мария Курденевич и известный российский актер медведь Степан с богатой фильмографией. «Масакра» для него уже девятая картина. Снимался и в «Царе» Лунгина, и с Машковым.
- Степа - умница, Степа - молодца, - приговаривал дрессировщик Юрий Пантелеенко, знакомя четвероного артиста с мизансценой. Степану нужно было подойти к актрисе, сидящей на коряге, поцеловать (!) ее и вместе с ней удалиться в даль из кадра…
Александр Кашперов – еще одни гость в графском замке.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
То, что Степан любимец киногруппы, стало понятно сразу.
- Медведи такими не бывают, он совсем не страшный, ручной, - признавались киношники.
Правда, молодая актриса побаивалась оставаться один на один с медведем.
- Не боимся, не боимся, - дрессировщики сначала проходят весь мишкин путь вместе со зверем и героиней. Маше дают в руку лакомство для Степана. - В глазки не смотрим, смотрим в лобик, в носик. Все, мы готовы! Гримеры могут работать.
К Степану подбегает гример с расческой и каким-то флаконом.
- Можно пшикнуть? - у медведя, как и у графа, должна быть одна белая прядь.
Удивительно, но по команде «мотор!» Степан выходит из-за маленьких елочек, подходит к Маше, дрессировщик издали кричит: «Степа, поцелуйчик!», - целует героиню и удаляется с ней по тропинке. Камера взмывает вверх, захватывая красивейший зимний пейзаж и удаляющие вдаль две фигуры - прекрасной девушки и медведя.
Граф-оборотень в медвежьем обличье целует свою возлюбленную.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
- Стоп! - кричит не режиссер картины, а дрессировщик Юрий и мчится к своему подопечному. Видно, слишком далеко ушла актриса в компании хищника. - Нам бы отдохнуть.
В грузовом микроавтобусе густо насыпаны опилки, стоят внушительные запасы яблок, овощей. Степану прямо в тазик наливают кока-колы.
- Обожает ее, но много не даем. А вообще каждый день он съедает 20 - 25 килограммов овощей, фруктов, хлеба, яиц, рыбы. Но мяса не даем вообще.
Еще несколько дублей, где Степан покорно повторяет свой выход, получает заслуженное пирожное трубочку, и режиссер объявляет: «Съемки окончены».
- Наши возлюбленные остались вместе, несмотря на все перипетии, - поясняет режиссер. - Правда, главный герой - в виде медведя.
- А можно нам сфотографироваться со Степаном? - К медведю бросаются многие члены съемочной группы. Корреспонденты «Комсомолки» тоже не устояли - когда еще сможешь так близко подойти к зверю весом в 450 килограммов и ростом в два с лишним метра.
Дворец Четвертинских в Желудке выглядит величественно даже в таком запущенном виде.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
КИНОШНИКИ НАЧАЛИ РЕСТАВРАЦИЮ СТАРИННОЙ УСАДЬБЫ
В поисках родового гнезда для графа-оборотня съемочная группа объездила всю Беларусь.
- Искали очень долго, - признается Кудиненко. - Или все разрушено, или отреставрировано так, что использовать невозможно. А нам нужен был дом, который живет своей жизнью.
В итоге совершенно удивительный дворец князей Четвертинских нашелся в Щучинском районе в поселке Желудок. Даже в плачевном состоянии он впечатляет.
Сергей Журавель – местный помещик, приглашенный на пир в графский замок.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
- Будете на компьютерах его реставрировать?
- Зачем? У нас род графа пришел в упадок, все его имущество приходит в негодность…
Упадок не упадок, а окна киногруппа во дворце вставила, лестницу отремонтировала, потолки подправили, кое-что подкрасили. Словом, можно сказать, что белорусский кинематограф сделал свой вклад в дело восстановления белорусского архитектурного наследия.
Через мгновение граф в исполнении Дмитрия Миллера превратится в медведя.
Фото: Александр ДМИТРИЕВ.
КСТАТИ
В основу сценария новой ленты режиссера Андрея Кудиненко «Масакра» легла новелла Проспера Мериме «Локис».
- На самом деле мы уже далеко ушли от Мериме, да и сам он основывался на литовской легенде о графе-оборотне, превращающемся в медведя, - рассказывает режиссер.
Кстати, еще в 1926 году тогдашний нарком просвещения Анатолий Луначарский написал по этой новелле сценарий немого фильма «Медвежья свадьба». Картина имела такой оглушительный успех, что даже великий Эйзенштейн жаловался, что из-за нее публика не идет на «Броненосец «Потемкин».
29 декабря был последним съемочным днем «Масакры». На экраны первый белорусский фильм ужасов должен выйти летом 2010 года.