Почти половину рынка новых авто в Беларуси заняли ввезенные из России
«Почти половину рынка зарегистрированных новых автомобилей в Беларуси в 2015 году занял их параллельный ввоз из России», — сообщил 17 февраля на пресс-конференции в Минске Сергей Михневич, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), которая объединяет дилеров и импортеров автомобилей.
По его словам, автодилеры БАА увеличили продажи новых автомобилей в 2015 году на 6% до 26.190 единиц, из которых 23.640 — легковые и 2.550 — коммерческие автомобили, пишет БелаПАН.
«Вместе с тем в 2015 году по-прежнему отмечался высокий приток автомобилей с российского рынка, который мы называем «серым ввозом». Так, нашими автодилерами было продано 26 тысяч автомобилей, а в целом регистрации новых машин за 2015 год в Беларуси показали цифру более 50 тысяч автомобилей. При этом «серый ввоз» составил порядка 24 тысяч автомобилей, и эти две цифры в целом практически такие же, как и в 2014 году», — рассказал Михневич.
Как признают в БАА, в России у автодилеров порой действительно есть более выгодные предложения, чем в белорусских автоцентрах. Объясняется это в первую очередь тем, что и в 2014-м, и в 2015 году склады автодилеров в России были переполнены.
«Российский рынок лихорадит. Соответственно, поддержка своих сбытовых сетей российскими автопроизводителями и сборочными производствами была, как правило, значительно более высокая, чем поддержка, которую получают от мировых производителей белорусские автодилеры», — рассказал Михневич. Кроме того, по его словам, не в пользу белорусов играет разница в 2% по НДС, а также ситуация, которая наблюдалась с утильсбором.
«Все это привело к тому, что параллельный «серый ввоз» приобрел организованную форму, что в 2015 году уже было официально признано на государственном уровне. Неравные условия в двух государствах привели к тому, что нашим гражданам уже не надо было выезжать в Российскую Федерацию — они приобретали массово ввезенные оттуда новые автомобили здесь на авторынке. Все это знали, и все это видели», — заявил глава БАА.
Как отметил Михневич, только к концу года государство начало понимать эту ситуацию. «Позиция БАА заключалась в том, чтобы выровнять условия ввоза новых автомобилей официальными и неофициальными продавцами. И это выравнивание условий не предусматривало нами обязательное увеличение утильсбора. Но, как правило, государство действует и в своих интересах, и 4 февраля этого года утильсбор для юрлиц и физлиц был выровнен», — отметил председатель правления БАА.
По его мнению, это решение будет переломным с точки зрения легализации ввоза новых автомобилей в Беларусь и изменения ситуации в лучшую сторону для официальных дилеров. «С четвертого квартала 2015 года «серый ввоз» стал уменьшаться по причине снижения маржинальной доходности белорусскими автодилерами, выравнивая свои цены с Россией. Кроме того, свое влияние оказали различные криминальные инциденты, которые происходили с белорусскими покупателями автомобилей в России. Потихоньку ситуация с «серым ввозом» начинает стабилизироваться, и мы надеемся, в этом году он будет значительно меньше», — отметил Михневич.
«Говоря об актуальности этой проблемы, напомню, что каждая проданная в Беларуси официальным дилером новая машина приносит не менее 30% в бюджет выручки, которую имеет автодилер в виде налогов и прочих отчислений», — подчеркнул он.