Китайский авторынок ушел в окончательный отрыв
11.01.2011 14:33
—
Новости Авто
Китайский авторынок ушел в окончательный отрыв
РБК Мировой финансовый кризис, свирепствовавший в 2008-2009 гг., в прошлом году ослабил свою хватку. Доказательством тому стало слабое, но стабильное восстановление мировой экономики и одного из самых важных индикаторов ее здоровья - мирового авторынка. Падение автопродаж удалось остановить в США, Японии, России и некоторых странах Европы, а мировые автоконцерны стали увереннее смотреть в будущее.Побочным результатом кризиса стало перераспределение мест среди крупнейших рынков мира. Эксперты отмечают, что полюса автопродаж все больше смещаются в развивающиеся страны, умело воспользовавшиеся трудностями прежних лидеров для перехвата инициативы.
Китайский авторынок, не так давно ставший крупнейшим в мире, в 2010 г. еще более упрочил свое лидерство. По итогам года совокупный объем продаж автомобилей в КНР вырос на треть, превысив рекордные для страны 18 млн единиц (включая автобусы, грузовые автомобили и другой транспорт). На четвертое место в мире (после Китая, США и Японии) вышла Бразилия, нарастившая в 2010 г. продажи до 3,3 млн машин (+11%). Большой потенциал эксперты видят и в Индии, где продажи подскочили на 31% в минувшем году.
Россия пока выглядит среди собратьев по группе БРИК скромно, но и у нашего Минпромторга на будущие автопродажи существует своих "планов громадье" - за 4 года его планируется сделать крупнейшим в Европе.
Дно пройдено?
Для большинства мировых авторынков 2010 г. стал годом "отскока" ото дна, достигнутого в пик кризиса. Впервые за последние 7 лет увеличились продажи и в Японии - до 4,96 млн автомобилей (+7,5%). После провала 2009 г. подросли продажи автомобилей в России, во многом благодаря спасительной для АВТОВАЗа госпрограмме утилизации. Выросли продажи в Южной Корее, Австралии, ЮАР и других странах.
Однако в ЕС сломить тенденцию не удалось - с окончанием программ госстимулирования продажи автомобилей там стали падать. Именно этим объясняется смещение крупнейшего авторынка Европы - Германии - на пятое место в мировом рейтинге продаж.
Американский же авторынок в 2010 г. вырос на 11%, достигнув 11,6 млн проданных легковых автомобилей (по данным Autodata). Это первый годовой прирост после 4 лет сокращения национального авторынка. Впрочем, это все равно очень скромный результат для США - ведь еще несколько лет назад там продавалось по 15-16 млн машин в год.
Эксперты настроены осторожно, но оптимистично - на текущий 2011 г. год большинство из них прогнозирует рост мировых автопродаж примерно на 10%. В этот прогноз укладывается и рынок Китая, уверенно удерживающий пальму лидерства на этом рынке.
Безоговорочный мировой лидер
Победный рывок китайского авторынка к званию "номер 1 в мире" начался с нынешним кризисом. Именно тогда в США наступила рецессия, уверенность потребителей и автопродажи рухнули, а Вашингтону пришлось срочно реанимировать свою автопромышленность. Одновременно в Китае были приняты стимулирующие меры, подстегивающие авторынок, и последний начал расти как на дрожжах.
С тех пор графики автопродаж КНР и США стали напоминать знаменитый "демографический крест", характерный для России 90-х годов прошлого века. Мировой центр по реализации автомобилей стал смещаться в восточное полушарие: американские продажи стабильно падали на десятки процентов, китайские - стабильно росли.
Завершилось это движение в 2009 г., когда Китай официально обогнал американцев по продажам. Впрочем, лидерство это было не слишком уверенным: для КНР продажи в 10,4 млн легковых автомобилей были рекордом, для США же - 27-летним минимумом. Но китайцы не были намерены останавливаться на достигнутом, и уже 2010 г. расставил все по своим местам окончательно - разрыв между рынками составил более 2 млн автомобилей.
Пробужденный дракон
Пока основные конкуренты выкарабкивались из трудных положений, власти Китая продолжали подхлестывать и без того немалый спрос на автомобили. В итоге продажи легковых машин к концу 2010 г. достигли 13,8 млн единиц (+33%), установив очередной рекорд для Поднебесной. Закрепив за собой мировое лидерство, китайские власти решили свернуть поддержку авторынка - который, тем не менее, продолжил неплохо расти и без госинициатив.
Несмотря на замедление темпов роста к концу года, китайский авторынок еще не достиг своего "потолка". Проникновение автомобилей наиболее высоко в столице Китая - там на 100 семей приходится 30-40 автомобилей. Однако в целом по стране показатель намного ниже (примерно 12 машин на каждые 100 семей), что вместе с укреплением экономики Поднебесной создает огромный потенциал для роста рынка.
На этом фоне аналитики прогнозируют, что авторынок прибавит еще 10-15% за этот год, а некоторые эксперты полагают, что отметка в 20 млн проданных машин (включая автобусы и грузовики) будет пройден уже в 2011 г.