Белорусам выгоднее делать запчасти, чем собирать "легковушки"
14.07.2010 13:21
—
Новости Авто
Китайцы не спешат воспользоваться эксклюзивным правом на "легковушки"
- Сейчас в Беларуси не стоит собирать легковые автомобили, - считает экономист Василий Шлындиков, который, будучи ранее руководителем ОАО "Амкодор", вел переговоры с концерном "Опель" о совместной сборке.
Слишком велики риски в таких грандиозных проектах. Собирать только для потребностей Беларуси невыгодно - рынок мал. А выход на Россию может быть в любой момент перекрыт.
- Молочная, мясная, сахарная и прочие войны тому подтверждение, - напоминает эксперт.
Планы об автомобиле белорусской сборки появились еще в начале 1990-х. Их вынашивали и некоторые директора государственных предприятий, и бизнесмены. Владелец фирмы "Пуше" Александра Пупейко, пытался реализовать аналогичный амкодоровскому проект с чешской "Шкодой". Бизнесмену Алексею Ваганову, возглавляющему ЗАО "Юнисон", удалось даже наладить в поселке Обчак под Минском сборку легковых автомобилей и микроавтобусов "Форд".
Однако в 2001 году главный инвестор Ford Motor Company ушел, и производство было законсервировано. Сейчас в Обчаке собирают иранские легковушки "Саманд", но в очень небольшом количестве. За 2009 год в Беларуси выпустили всего 244 таких автомобиля.
Тем не менее идея сборки легковых автомобилей имеет ярых приверженцев в правительственных кругах. Эксклюзивное право на производство легковых авто в Беларуси не так давно получила китайская фирма Chery Automobile. Впрочем, китайцы пока не спешат воспользоваться преференциями, поскольку перспективы выхода на российский рынок весьма туманны.
О сборке надо забыть
Куда более надежный способ занять свою нишу на авторынке восточных соседей, по мнению экспертов "Завтра твоей страны", производство автомобильных компонентов и запчастей.
Как отмечает председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, сегодня Россия испытывает дефицит мощностей для производства автомобильных компонентов. Из-за этого завод в Калуге, где собирают “Фольксвагены”, свернул производство трех моделей.
- Нам надо использовать этот момент. В Беларуси есть главное – высококвалифицированные кадры. Необходимо начать переговоры с производителями - чтобы получить технологии, с инвесторами - чтобы получить деньги. Это многомиллионные проекты, - отмечает эксперт.
В перспективе, по мнению Сергея Михневича, опыт производства качественных компонентов пригодится и при организации сборки автомобилей. А в ближайшее время белорусским "легковушкам" вряд ли удастся закрепиться на российском рынке. По условиям Таможенного союза, внутри него могут беспошлинно перемещаться автомобили, при сборке которых использовано не более 70% импортных комплектующих. Но даже не степень локализации - самая большая проблема для продвижения собранных в Беларуси авто на российский, да и на внутренний рынок. Белорусское правительство выбрало малоизвестных производителей, а бренды-аутсайдеры покупатели не очень-то жалуют. По мнению экономиста Василия Шлындикова, на производство запчастей может переориентироваться большинство предприятий металлоперерабатывающей отрасли. Однако, как подчеркивает эксперт, успешным этот проект будет только тогда, когда за его реализацию возьмется частный бизнес, которому для этого нужно дать свободу и не мешать работать.
- У госпредприятий нет сейчас денег, все они живут "с колес". Но даже не это главная их проблема. Они неповоротливы, любая инициатива руководителей - наказуема, - подчеркивает Василий Шлындиков.
Сергей Михневич согласен с тем, что государственные предприятия работают менее эффективно.
- К тому же зарубежный инвестор больше склонен сотрудничать с частным бизнесом. В этой сфере могут найти свою нишу не только крупные фирмы, но и малые предприятия, если их обеспечить передовыми технологиями, - убежден председатель Белорусской автомобильной ассоциации.
Автозапчасти – проект для предпринимателей
Как подсчитал Василий Шлындиков, при самых благоприятных условиях белорусскому бизнесу потребуется около пяти лет, чтобы наладить производство автозапчастей. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов более оптимистичен. По его словам, для этого достаточно и одного года. Правда, сначала необходимо создать технопарк, который бы специализировался на производстве запчастей.
- В одиночку предпринимателям эту задачу не решить. Необходимы технологии, навыки принимать управленческие решения, особая культура производства. Этот проект подходит для крупных городов, где есть квалифицированные кадры, - подчеркивает эксперт "Завтра твоей страны". По его словам, малые предприятия также столкнутся с проблемой поиска производственных помещений, сбыта продукции.
Малый бизнес, как считает Виктор Маргелов, мог бы занять нишу, которая неинтересна большим предприятиям. Например, производство запчастей для старых автомобилей.
В перспективе, прогнозируют эксперты, белорусские производители могли бы удовлетворить потребности не только отечественных автовладельцев, но и выйти на зарубежные, в том числе и европейские рынки.