42 года назад произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории: при столкновении двух Boeing погибли 583 человека

Источник материала:  
27.03.2019 07:00 — Новости Мира

42 года назад на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос на взлетной полосе столкнулись два Boeing 747. Тогда погибли 583 человека, 61 удалось спастись. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории.


Кадр телеканала «National Geographic Channel»

Все произошло 27 марта 1977 года. В этот день аэропорт Лос-Родеос на острове Тенерифе вынужден был принять незапланированное количество больших лайнеров. Крупнейший аэропорт Канарских островов Гран-Канария в Лас-Пальмасе некоторое время отправлял в Лос-Родеос лайнеры — в Гран-Канария произошел теракт (в то время были активны террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов»), обошлось без жертв, но полиция решила приостановить работу аэропорта, чтобы все тщательно проверить.

Таким образом в Лос-Родеос и оказались два Boeing 747. Один из них принадлежал нидерландской авиакомпании KLM и следовал рейсом 4805 Амстердам — Лас-Пальмас, второй — авиакомпании Pan American, рейс PA1736 летел из Лос-Анджелеса в Лас-Пальмас через Нью-Йорк. На борту Boeing KLM было 248 человек (234 пассажира и 14 членов экипажа), на Pan American — 396 (387 пассажиров и 9 членов экипажа).

Аэропорт Лос-Родеос оказался переполнен: большие суда были повсюду, даже на рулежных дорожках. Через четыре часа аэропорт Гран-Канария возобновил прием самолетов. Boeing Pan American был готов к немедленному взлету, однако его «подпер» голландский KLM, командир которого Якоб ван Зантен решил дозаправить судно, чтобы не тратить на это время на обратном пути.

«Помню, мы были там достаточно долго, устали, все спрашивали, когда мы полетим. Летчики были не в восторге от того, что начали дозаправлять самолет KLM, они хотели взлететь как можно быстрее», — рассказывала в документальном фильме телеканала «National Geographic Channel» выжившая в катастрофе Джоан Джексон, она семь лет проработала стюардессой в Pan American.

Внезапный туман и трудности коммуникации

Диспетчерский пункт дал указание Boeing KLM проследовать до конца взлетно-посадочной полосы и развернуться там на 180 градусов (достаточно сложный маневр для такого лайнера на узкой полосе). Следом за ним стал двигаться Boeing Pan American, им диспетчеры велели проехать вперед и свернуть на рулежную дорожку С3. Дальше возникло недопонимание: команда пилотов решила, что диспетчеры ошиблись с дорожкой, т.к. чтобы попасть на С3 нужно повернуть на 135 градусов (это также очень сложная задача для Boeing на узкой полосе). Экипаж решил, что имелась ввиду С4 (градус поворота на нее в разы меньше), но она находилась чуть дальше по ВВП.


Фото: wikipedia.org

Следует отметить, что аэропорту Лос-Родеос очень часто и внезапно меняется погода, так как он находится между двумя горами на высоте более 600 метров над уровнем моря, аэропорт часто застилает туман. Так случилось и в день катастрофы.

Когда два Boeing оказались на ВВП, аэропорт стал погружаться в туман. Видимость стремительно падала — 300 метров, 100 метров. Диспетчеры не видели самолеты, с которыми работали, кроме того, в аэропорту не было наземного радара, отслеживающего движение лайнеров. Но и этот еще не все — тут не работали огни, которые отмечают границы ВВП и рулежных дорожек. Экипажи и диспетчеры могли полагаться только на радиосвязь.

«Мы последовали за самолетом KML. Бетонных плит не было видно. Ничего не было видно, был мрак», — так вспоминает момент перед катастрофой выживший пассажир Boeing 747 Pan American Джек Ридаут. Он путешествовал вместе со своей подругой.

Но переговоры диспетчеров и пилотов, которые в том числе стали причинами трагедии, продолжились.

Итак, самолет KLM запросил разрешение на взлет, в это время борт Pan American все еще находился на ВПП в поисках съезда на рулежную дорожку. В ответ на запрос на вылет от пилотов KLM диспетчеры дали инструкцию по набору высоты. Командир экипажа KLM воспринял это как необходимое ему разрешение. Диспетчер ответил "Ok", но добавил «будьте готовы к взлету, я вас вызову». В это же время экипаж Pan American сообщил, что все еще находится на ВПП. Сообщения наложились друг на друга — они не были слышны в кабине KLM. Последнее, что слышал капитан ван Зантен, — "Оk". Борт KLM пошел на взлет, в это время диспетчер просит Pan American сообщить, когда они очистят ВПП. Это насторожило бортинженера, он заявил, что, возможно, другой Boeing еще на полосе, однако капитан был уверен, что получил разрешение на взлет и все в порядке.

Через 14 секунд самолеты столкнулись. В записях переговоров экипажей слышно, как в кабине Pan American кричат: «Он приближается… Смотри! Проклятие! Уходим! Уходим!»


Реконструкция авиакатастрофы на Тенерифе. Кадр: NOS.nl

Столкновение и сотни жертв

Когда экипаж Pan American увидел самолет KLM, между ними было около 700 метров. Капитан Pan American попытался завершить съезд на рулежную дорожку, но было уже слишком поздно: на них со скоростью 290 км/ч несся другой самолет.


Кадр телеканала «National Geographic Channel»

Во время столкновения передняя часть KLM уже была в воздухе. Командир судна, когда увидел второй самолет на ВПП, резко потянул штурвал на себя, пытаясь избежать столкновения. KLM ударился хвостом об асфальт, выпустив столпы искр. Усугубило ситуацию и то, что лайнер был полностью заправлен: скорость подъема такого самолета значительно ниже. KLM пробил фюзеляж Pan American, "американец" получил значительные повреждения - впоследствии через образовавшиеся дыры несколько десятков людей смогли покинуть аварийное судно. Самолет голландской авиакомпании рухнул на землю с обрубленным хвостом и крыльями. Оба самолета загорелись.


Кадр: NOS.nl

«Я услышал рев двигателей, и самолет очень резко повернул влево. Послышался грохот. Я увидел искореженный металл, и тут же вспыхнуло пламя», — вспоминал момент столкновения Джек Ридаут.

«Казалось, взорвалась каждая молекула воздуха. И я подумала, наверное, взорвали бомбы. Я осмотрелась и подумала: «Как же нам выбраться? Мы в ловушке», — описывала свои ощущения стюардесса Джоан Джексон.

После столкновения Джек Ридаут начал помогать людям: «Я был с ног до головы в авиационном топливе. И я подумал: «надо вытаскивать отсюда людей» — и стал выталкивать людей в дверь». Джека выбросило из самолета во время одного из взрывов: «Последним взрывом уничтожило то, что осталось от самолета, кроме крыльев», — рассказывал Джек, который помог спасти 12 человек. Он и его подруга уцелели.


На месте крушения самолетов. адр: NOS.nl

Стюардесса Джон Джексон помогла своей коллеге, они выбрались на крышу самолета. «Я подумала, если мы прыгнем вниз, то сломаем ноги». В это время самолет стал разрушаться. «Поврежденный фюзеляж начал проваливаться внутрь, мы стали прыгать на землю и пытались уйти подальше от самолета».

Джоан говорила, что никто не мог поверить, что уцелело так мало людей: «Мне все казалось, что если я обойду самолет, но увижу 400 человек, которые должны были быть в самолете, но мы никого не нашли».

В результате столкновения погибли все находившиеся на борту KLM — 234 пассажира и 14 членов экипажа. Из 394 человек на Boeing Pan American погибли 326 пассажиров и 9 бортпроводников, 61 человек спасся, в том числе командир судна, второй пилот и бортинженер.

Видео: NOS.nl

Расследование и выводы

Для расследования случившегося в Лос-Родеос прибыла группа авиационных экспертов из США, Голландии и Испании.

Голландский исследователь Франц Эрхарт вспоминал: «Мы были в смятении. Масштаб катастрофы был огромным. Такого мы никогда не видели. Помню, как на аэродроме стоял странный запах. Позже мы поняли, что это был запах обгоревших тел. Это было ужасно. Более страшной катастрофы не не приходилось видеть».

Рассматривались разные версии: и акцент диспетчеров, из-за которого их сложно было понять пилотам, обвиняли и пилотов Pan American, что они вовремя не покинули ВПП. Расследование длилось девять месяцев, после чего власти Испании объявили результаты.

Следователи пришли к выводу, что капитан голландского KLM Якоб ван Зантен начал взлет без разрешения диспетчеров, неправильно интерпретировав их команды. Отмечалось также то, что ван Зантен последние полгода почти не летал, а занимался подготовкой пилотов на симуляторе, что могло повлиять на правильность оценки ситуации. Кроме того, на состоянии пилота могли сказаться долгое ожидание и желание уложиться в рамки разрешенной продолжительности рабочего дня (перелеты необходимо было выполнить до 19 часов или же переносить на следующий день). Учли также и сложные погодные обстоятельства и очень плохую видимость.


Статья с фотографией пилота Якоба ван Зантена. Фото: wikipedia.org

Одной из причин катастрофы, по мнению следователей, также стали помехи во время переговоров.

Компания KLM поначалу отрицала вину своего экипажа, но позже выплатила компенсации родственникам жертв авиакатастрофы.


Гробы с останками жертв авиакатастрофы. Кадр: NOS.nl

После этой трагедии для всех международных аэропортов появились стандартные фразы для переговоров диспетчеров и экипажей лайнеров. Теперь вместо кратких ответов необходимо повторять ключевые пункты приказа диспетчера. Кроме того, с тех пор важные решения, касаемые пилотирования, должны принимать коллегиально все находящиеся в кабине.

Оба аэропорта на Тенерифе работают до сих пор и принимают сотни рейсов, только теперь на Лос-Родеос есть еще и наземный радар для отслеживания перемещения самолетов.

В тексте использованы данные из открытых источников, в том материалы из документального фильма «Секунду до катастрофы. Столкновение на взлетной полосе» телеканала «National Geographic Channel».

←Лондон ответил отказом на петицию за отмену Brexit

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика