Израиль вышлет африканских мигрантов в западные страны
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приостановил соглашение с агентством ООН по делам беженцев о переселении африканских мигрантов в Европу и легализации части из них в Израиле. Соглашение было достигнуто в понедельник, но спустя несколько часов о приостановке его действия объявил в своем Facebook Нетаньяху.
По словам премьера, во вторник он встретится с представителями южных районов Тель-Авива, где проживает большое количество мигрантов и решит, что делать дальше.
Всего несколько часов назад в понедельник власти Израиля и Агентство ООН по делам беженцев достигли соглашения о переселении более 16 тысяч африканских мигрантов, находящихся в еврейском государстве, в западные страны.
Достигнутые договоренности означали отказ Израиля от вызвавшего протесты плана выдворения мигрантов под угрозой тюремного заключения.
О чем договорились ООН и Израиль
В рамках договоренности чуть более 16 тысяч африканских мигрантов, нелегально находящихся в стране, примут западные страны, среди которых Канада, Италия и Германия.
Аналогичное число мигрантов должны были получить вид на жительство в Израиле.
Ранее Верховный суд Израиля заблокировал решение о депортации нелегальных мигрантов на родину, которая должна была начаться в прошлое воскресенье.
Согласно заявлению канцелярии главы правительства, программа по переселению мигрантов разбита на три этапа, а ее реализация рассчитана на пять лет.
«Агентство ООН по делам беженцев будет работать над тем, чтобы обеспечить их выезд в западные страны, а Израиль урегулирует статус части остающихся», — говорится в заявлении.
Проблема мигрантов в Израиле
До 2014 года, когда Израиль построил заградительный барьер на границе с Египтом, в страну незаконно проникли более 60 тыс. граждан африканских стран. Постройка пограничных заграждений позволила свести поток нелегалов практически к нулю.
За минувшие четыре года около 20 тыс. человек добровольно покинули Израиль, воспользовавшись различными государственными программами, поощряющими добровольный выезд за пределы еврейского государства.
В итоге на территории Израиля на нелегальном положении остались около 40 тысяч мигрантов из Африки, большинство из которых — граждане Эритреи и Судана.
Сами они называют себя беженцами, в то время как власти Израиля утверждают, что большая их часть — экономические мигранты.
В начале января 2018 года власти Израиля обнародовали план выдворения мигрантов в одну из африканских стран, среди которых назывались Уганда и Руанда. За добровольный выезд африканцам обещали выплату в размере 3,5 тыс. долларов, а за отказ — грозили тюрьмой.
Вопрос о дальнейшей судьбе нелегалов вызывал в стране острые споры.
Против депортации, кроме самих нелегалов, выступили правозащитники. Они призывали не допустить принудительной отправки людей в страны, где им может грозить опасность. На улицах Тель-Авива проходили акции протеста.
«Сегодня в мире насчитывается около 65 млн беженцев. В Израиле эта цифра не превышает 40 тыс., это менее половины процента от населения, неужели государство не способно принять эту группу и избежать позорных сцен принудительной депортации?» — возмущался активист организации помощи беженцам из Африки Асаф Вайцен.
В марте правозащитники смогли добиться временного запрета на высылку мигрантов в Верховном суде.
Как отреагировали на соглашение
Лидеры оппозиции и активисты в Израиле приветствовали новую программу.
«Я поздравляю активистов, которые сражались, вели кампанию и не сдавались», — заявил Ави Габай, лидер «Сионистского лагеря» — крупнейшей оппозиционной фракции в израильском парламенте.
Михаль Розин, депутат израильского парламента и активный противник высылки, в свою очередь заявил, что соглашение — это успех израильтян, которые протестовали против зла депортации.
В то же время Шломо Маслави, член городского совета Тель-Авива, который организовывал акции против компактного проживания африканских мигрантов на юге города, сказал, что соглашение станет катастрофой, которая отразится на будущих поколениях.
В свою очередь премьер-министр Нетаньяху выступил в защиту достигнутой договоренности, сказав, что соглашение «защищает интересы Государства Израиль и решает проблемы жителей южной части Тель-Авива, а также людей, прибывающих в Израиль».