Нападения, грабежи, убийства. Как выживают и зарабатывают дальнобойщики на дорогах Венесуэлы
Пятый год финансово-экономического кризиса в Венесуэле и пустые холодильники граждан привели к нападениям на дорогах на грузовики, которые перевозят продукты. Как выживают дальнобойщики на ставших очень опасными дорогах Венесуэлы, рассказывает Reuters.
Полночь. Грузовик с 20 тоннами овощей, недавно собранных возле Анд для продажи в столице Венесуэлы Каракасе проносится по одной из самых опасных дорог в Латинской Америке. Отправляясь в путешествие длиной в 900 километров из Ла-Гриты на западе страны в Каракас, венесуэльский дальнобойщик Умберто Агилар понимает, что в опасности товар и даже его жизнь.
Агилар рассказал, что всего несколько дней назад он сидел в ужасе, когда сотни мародеров напали на остановившийся конвой грузовиков. Они забирали молоко, рис и сахар из других грузовиков, но не тронули менее ценные овощи.
«Каждый раз, когда я прощаюсь со своей семьей, я доверяю себя Богу», — сказал 36-летний дальнобойщик.
В январе было около 162 грабежей, в том числе ограбили 42 грузовика. Такие данные приводит консультант Oswaldo Ramirez Consultores (ORC), который отслеживает безопасность дорожного движения для транспортных компаний. В январе прошлого года цифры были гораздо меньше: 8 грабежей, в том числе нападение на 1 грузовик.
По данным Reuters, в январе этого года погибло 8 человек.
Нападения в Венесуэле, где один из самых высоких показателей убийств в мире, приводят к росту расходов на транспортировку и продукты — и это все в охваченной кризисом стране с гиперинфляцией и дефицитом.
Все это осложнило жизнь дальнобойщиков, которые уже сталкиваются со взятками, увеличением цен на запчасти и многочасовыми очередями за топливом.
Так как ношение оружия запрещено законом, дальнобойщики из Анд образуют конвои из нескольких грузовиков для своей защиты и двигаются как можно быстрее.
Агилар рассказал, что в одну из поездок мужчине приставили пистолет к голове, спас напарник, который сильно ударил нападавшего. А недалеко от Каракаса в ветровое стекло грузовика нападавшие швырнули камень, но тот отскочил, и мужчина смог благополучно добраться до места назначения, сохранив товар.
Но даже добравшись до города, дальнобойщики часто вынуждены платить вооруженным бандитам за разрешение на безопасное передвижение и торговлю.
«Правительство не обеспечивает нашу безопасность. Это безумие. Люди привыкли к легкой жизни с помощью грабежа», — говорит Хавьер Эскаланте. Ему принадлежат два грузовика, на которых каждую неделю возят овощи из Ла-Гриты в город Гуатире.
«Но если мы остановимся, как мы будем зарабатывать на жизнь? Что будут есть венесуэльцы? Как крестьяне смогут продавать свою продукцию? У нас нет выбора, кроме как продолжать», — отмечает Эскаланте.
По словам дальнобойщиков, грабители используют различные методы, в зависимости от местности и цели. Иногда люди на мотоциклах окружают грузовик, заставляя замедлить ход. В других случаях злоумышленники ждут, когда транспортное средство снизит скорость, например, на дороге с ямами, затем запрыгивают на грузовик, разрезают брезент и сбрасывают товары на землю, там их подбирают ожидающие сообщники.
Чтобы остановить автомобили, мародеры используют стволы деревьев и камни, но чаще всего в ход идут куски металла с длинными шипами, которые разрывают шины.
Так, кольцевую дорогу вокруг столицы венесуэльского штата Лара города Баркисимето дальнобойщики прозвали «Гильотиной» из-за регулярных атак.
Иногда люди толпами нападают на грузовики, остановившиеся на отдых или из-за технической неполадки. По словам более двух десятков водителей, солдаты и полицейские редко помогают при нападениях.
43-летний Йон Эскаланте возит овощи из Андов в восточную Венесуэлу. Путь туда-обратно составляет 2800 километров. Мужчина с ужасом вспоминает, как его автомобиль был разграблен в отдаленных равнинах штата Гуарико в прошлом году.
Один из его двух грузовиков сломался в дороге, ему пришлось остановиться. Около 60 человек появились из тени и окружили его. Постепенно толпа увеличилась до 300 человек. Эскаланте рассказал, что запрыгнул на автомобиль, чтобы поговорить с людьми.
«Вдруг появились двое военнослужащих, и я подумал: «Слава Богу, помощь пришла», — рассказал Эскаланте. Толпа скандировала «Еда для людей!». Солдаты что-то пробормотали о застрахованных товарах, которые таковыми не являлись, и уехали.
«Они пришли, как муравьи, и лишили нас всего: картофеля, лука, помидоров, огурцов, моркови. Мне потребовался целый день, чтобы загрузить этот грузовик, и 30 минут для его опустошения. Они делали это с яростью», — вспоминает подробности нападения бизнесмен.
Дальнобойщики говорят, что нападающие на грузовики часто напоминают Робин Гуда: они стараются не навредить водителям или их машинам, если те не сопротивляются.
«Лучшая защита — быть покорным», — сказал Роберто Мальдонадо, который занимается оформлением документов для дальнобойщиков в Ла-Грите. «Когда люди голодны, они опасны».
Все дальнобойщики, опрошенные Reuters, сказали, что знают об убитых на дорогах — главным образом во время целенаправленных грабежей, а не спонтанных разграблений.
Иногда мародеры забирают и новые шины, которые стоят на черном рынке около 300 долларов.
За путешествие из Анд в Каракас водители проходят около 25 контрольно-пропускных пунктов, где необходимо получить печать от солдат Национальной гвардии. В некоторых случаях требуется взятка, например, мешок картофеля. Теперь это более эффективное средство расчета, чем деньги.
Йон Эскаланте рассказал: однажды, когда его автомобиль грабили, полицейские присоединились, взяв с толпой бананы и сыр.
Несколько дней назад он снова побывал в переделке: конвой из четырех грузовиков, с которым двигался Эскаланте, медленно ехал по выбоинам. Уже было темно, когда нападавшие вскочили на машины и начали хватать продукты.
«Несмотря на то, что на дороге были дыры, мы ускорились и смогли удрать», — сказал он. «Здесь так: либо мы, либо они».