Исаакий стал полем битвы за секулярный Петербург
Протестуя против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, сотни петербуржцев пришли на площадь перед храмом пятничным вечером. По словам организаторов акции, эта встреча показала: силы для массового протеста есть, а значит, он будет продолжаться. Несмотря на то, что в РПЦ уже констатируют наступление новой эпохи.
Новость о передаче одной из главных достопримечательностей Петербурга в пользование РПЦ мобилизовала противников этого действия всего за несколько дней, став центральной во всех городских СМИ.
Решение провести мероприятие в форме встречи нескольких оппозиционных депутатов Законодательного собрания с избирателями принималось всего за два дня. И все же на площадь пришло по разным оценкам от 500 до 1000 человек. К ним обращались депутаты Борис Вишневский, Алексей Ковалев, Максим Резник и сопредседатель петербургского отделения ПАРНАСа Андрей Пивоваров.
Казаки против музейщиков
Из опасения серьезных столкновений директор музея Николай Буров на два часа раньше закрыл музей, также по согласованию с митрополитом Петербургским и Ладожским была отменена вечерняя служба. Повод беспокоиться у директора был: еще в середине дня в храм пришли несколько казаков — по их словам, чтобы предотвратить беспорядки на протестной акции. На их плечах мелькали нашивки, в том числе с флагом Новороссии, на груди звенели ордена.
Однако, несмотря на то, что на акцию пожаловали не только казаки, но и несколько сторонников прокремлевского «Национально-освободительного движения», бойцам Росгвардии, прибывшим на место потенциального столкновения, даже не пришлось покидать свои грузовики. Полиция развела протестующих и провокаторов, стоявших возле храма.
Чтобы люди не мешали проезду транспорта, их попросили перенести собрание в сад напротив, уже опробованный оппозицией в качестве места сбора в период многодневной акции «Оккупай Исаакиевская» летом 2012 года. О тех временах, а также о более давних протестах — против сноса здания «Англетера» и о днях августовского путча, — вспоминали участники нынешней акции.
Сравнение, конечно, слишком смелое: в 1987-м, когда ленинградцы боролись за «Англетер», на площадь выходили тысячи, и город в своем мнении был един, в то время как у идеи передачи Исаакиевского собора церкви есть и сторонники — те, кто считает, что, как и всякий храм, Исаакий должен принадлежать церкви. Но общий смысл действительно есть: борьба за культурное наследие и право выражать свое мнение.
Необходимость отстаивать его в данном случае объясняется несколькими причинами. Во-первых, финансовым вопросом. Ежедневно слыша из уст чиновников о том, что «денег нет», и спустя всего две недели после повышения платы за проезд в городском общественном транспорте, люди не могут понять, почему город добровольно отказывается от такого крупного источника дохода, как музей в Исаакиевском соборе, который ежегодно посещают миллионы туристов (по сведениям Союза музейных работников Петербурга и Ленинградской области, в 2016 году Исаакиевский собор посетило 2 382 000 человек).
Речь идет именно о передаче храма в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. При этом собственником здания остается город, а значит, именно на городской бюджет лягут основные траты на дорогостоящий ремонт и реставрацию, в то время как сейчас музей зарабатывает на эти цели сам. При этом в соборе ежедневно проводятся службы, которые верующие посещают бесплатно.
Во-вторых, горожане обеспокоены тем, сможет ли РПЦ адекватно с музейной и научной точки зрения следить за состоянием мозаик в соборе и других деталей его убранства. Перед глазами петербуржцев — яркий пример: находящийся в пользовании РПЦ Казанский собор, фасады которого поменяли цвет — как считают некоторые эксперты, вследствие нарушения технологии ведения реставрационных работ (впрочем, в профильном комитете это отрицают).
В-третьих, по данным Союза музейных работников, на богослужения в храме (которых в 2016 году было проведено 640) приходит всего по три десятка человек, то есть менее одного процента посетителей собора. А основную массу посетителей составляют туристы, которым необходимость соблюдать традиции посещения православных храмов доставит неудобства.
Есть и другие причины. По признаниям ряда участников протеста, их возмущение вызвало не только само решение губернатора, но и форма, в которой оно было им оглашено: «Вопрос решен». В условиях, когда до этого в обществе обсуждалось проведение общегородского референдума о судьбе достопримечательности, такая демонстративность многим показалась хамской.
«Христианизация социокультурного ландшафта»
Но, наверное, самое принципиальное разногласие кроется в разнице взглядов основной массы петербуржцев и нынешней городской администрации во главе с Георгием Полтавченко, с первых дней во власти окружившим себя партнерами по «Русскому афонскому обществу» (что стало объектом насмешек и даже пристального внимания со стороны журналистов, включаяпроанализировавшего ситуацию Льва Лурье).
Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в своей колонке для МИА «Россия сегодня» написал, что «твердыня православия снимает с себя иссохшую секулярно-музейную шелуху».
По его мнению, грядущая передача Исаакиевского собора, расположенного рядом с историческим зданием Сената и Синода, — символ окончания эпохи, при которой религия находилась в подчинении у культуры. И эта передача положит начало «христианизации всего социокультурного ландшафта России».
Таким образом, в центре Петербурга разворачивается битва, ни больше ни меньше, за будущий миропорядок. Но об этом в городе пока не говорят. Петербуржцы в массе своей консервативны, и сохранение за Исаакиевским музейной функции означает для них сохранение Петербурга таким, каким они его помнят с детства: собор, построенный в свое время на государственные деньги, не принадлежал церкви даже в царские времена.
Храм духовника Путина?
Уже не остается сомнений, что вслед за Исаакиевским собором церковь будет добиваться передачи ей Спаса-на-Крови.
В РПЦ заявили, что вход в Исаакиевский собор станет бесплатным, плата, скорее всего, сохранится за подъем на колоннаду, где расположена смотровая площадка. Будут в храме проводиться и экскурсии — правда, как уточнил руководитель комиссии по взаимодействию РПЦ с музеями епископ Тихон (Шевкунов), будут они не «атеистическими», а «культурологического характера».
Именно епископ Тихон, которого называют духовником Владимира Путина, представлял РПЦ на пресс-конференции в Петербурге. И именно ему эксперты прочат пост настоятеля в Исаакиевском — поскольку храм, с большой вероятностью, будет подчинен не Петербургской епархии, а напрямую патриарху. Так или иначе — передача собора займет не один месяц и завершится, согласно распоряжению городского правительства, до 1 января 2019 года.
Гораздо более туманным выглядит будущее музея «Исаакиевский собор». Ранее, когда РПЦ забирала два других памятника, входившие в состав комплекса, музею взамен были выданы обширные, но еще не отремонтированные площади в зданиях на Думской и Большой Морской улицах. Планировалось, что до переезда там пройдет ремонт, а потом на Думской улице появится новое концертное пространство, которое станет домом для Концертного хора Санкт-Петербурга (в прошлом — Камерного хора Смольного собора).
А на Большой Морской Николай Буров мечтал открыть музей Петровского времени. Причем отремонтировать эти помещения планировалось за счет собственных средств музея, заработанных в первую очередь Исаакиевским собором. Как и поддерживать функционирование музея в будущем. Теперь и на эти цели деньги придется просить из бюджета.
Впрочем, в отличие от губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, далеко не все считают вопрос передачи храма решенным. Депутат Борис Вишневский пообещал оспорить передачу храма в суде. А многочисленность состоявшейся уличной акции, по его словам, подарила ему ощущение поддержки и силу бороться дальше. Его коллеги по протесту анонсировали новые уличные акции протеста, самой громкой из которых обещает стать митинг на Марсовом поле 28 января, заявка на который будет подана в понедельник.