Джудех и Нусейбе, хранители ключей от храма Гроба Господня
Ключи от главной христианской святыни Иерусалима — храма Гроба Господня — хранятся в двух арабских мусульманских семьях. Корреспондент BBC Travel познакомилась с представителями обеих семей, двумя мужчинами, рабочее место которых — площадь перед христианским храмом.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191527953.jpg)
Прекрасным воскресным утром Адиб Джавад Джудех аль-Хусейни сидит на лавочке у единственного публичного входа в иерусалимский храм Гроба Господня (он же храм Воскресения Христова — Ред.).
У этих ворот, ведущих в огромную церковь, основанную в IV веке, прошла большая часть жизни 53-летнего мусульманина.
Как рассказывает Джудех аль-Хусейни, вынимая из внутреннего кармана кожаной куртки двадцатисантиметровый металлический ключ, его отец, дед и многие поколения его предков тоже провели свою жизнь на этой скамье, охраняя храм, который, как считается, стоит на том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.
Это единственный ключ, который отпирает внушительные деревянные врата, ведущие в церковь.
По словам аль-Хусейни, доверил его семье Саладин — султан, отвоевавший Иерусалим у крестоносцев в 1187 году. Тогда город, который является священным и для иудеев, и для христиан, и для мусульман, в очередной раз перешел под власть очередного завоевателя.
Саладин хотел, чтобы его собратья-мусульмане не причинили вреда храму, как это было в 1009 году, когда фатимидский халиф Аль-Хаким велел сжечь на Святой земле несколько церквей, в том числе храм Гроба Господня (в 1128 году сын аль-Хакима разрешил вновь отстроить храм).
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191674615.jpg)
«Так что Саладин отдал ключ нашей семье, чтобы мы защищали церковь, — пояснил Джудех аль-Хусейни. — Для нашей семьи это большая честь. И не только для нашей семьи, но и для всех мусульман во всем мире».
Члены семьи Джудех и еще одной мусульманской семьи — Нусейбе — стали постоянными участниками сложной иерархии, которая выстроилась вокруг храма Гроба Господня.
Сегодня этот комплекс используют шесть различных древних церквей — Римско-католическая, Греческая православная, Армянская апостольская, Сирийская православная, Эфиопская православная и Коптская православная, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв, и монахи каждой из них живут здесь.
На протяжении истории храма отношения между религиозными общинами были натянутыми, и иногда разгорались настоящие бои за контроль над разными частями здания.
Вплоть до сегодняшнего дня эти вспышки страстей сдерживаются указом османского султана XIX века, в котором провозглашается, что каждая церковь вправе использовать только те части здания, которые находились под ее контролем в 1853 году, когда и был принят этот указ.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191734785.jpg)
Каждый день в четыре часа утра члены обеих семей или назначенный ими представитель участвуют в своеобразной церемонии сотрудничества.
Представитель мусульман отпирает замок и распахивает дверь, после чего кто-либо из духовенства Римско-католической, Греческой православной или Армянской апостольской церкви, которые исполняют эту роль по очереди, открывает вторую дверь изнутри под наблюдением представителей других конфессий.
Та же церемония происходит в обратном порядке в семь часов вечера, когда церковь закрывается.
Все туристы и паломники, которые приезжают сюда приложиться к каменной плите, где, как считается, совершалось омовение тела Христа перед погребением, взойти на Голгофу и посетить Кувуклию (часовню внутри храма, стоящую непосредственно над Гробом Господним), проходят мимо этих стражей-мусульман, большую часть дня — в перерывах между семейными и коммерческими делами — сидящих на скамейке у входа.
Историки затрудняются определить, как давно сложился этот обычай, но и никаких серьезных попыток опровергнуть его правомерность тоже не предпринималось — кроме того, по мнению большинства, он занимает центральное место в повседневной жизни храма.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191810423.jpg)
«Это, по сути, традиция, как и многое в церкви, — считает Рэймонд Коэн, почетный профессор международных отношений в Еврейском университете Иерусалима, который по итогам своего исследования храма написал книгу Saving the Holy Sepulchre („Спасение Гроба Господня“). — И, на мой взгляд, это одна из жемчужин Иерусалима».
Хотя ключ хранится в семье аль-Хусейни, обязанность открывать и закрывать двери храма возложена на семью Нусейбе.
Как пояснил 67-летний Ваджих И Нусейбе, сидящий на скамье рядом с аль-Хусейни, это поручение было дано семье в 637 году, когда халиф Омар впервые познакомил Иерусалим с исламом.
«Наша семья впервые оказалась в Иерусалиме вместе с Омаром и с тех пор выполняет свой долг по защите церкви от вандалов», — рассказал Нусейбе, протягивая мне визитную карточку, на которой он представлен как «хранитель и страж храма Гроба Господня».
Однако Джудех аль-Хусейни утверждает, что семья Нусейбе стала принимать участие в этом обряде уже позднее.
«То, что говорит [Нусейбе], — неправда», — сказал он мне потом, добавив, что вскоре после того, как в 1187 году его семья получила от Саладина ключи, семью Нусейбе попросили открывать и закрывать двери, поскольку для этого приходится взбираться на лестницу, чтобы отпереть замок, а семья Джудех при этом осталась хранителем ключа.
«Нашей семье не пристало лазить вверх-вниз по лестницам, потому что мы были шейхами», — пояснил аль-Хусейни. На его визитке написано: «хранитель ключей от храма Гроба Господня».
Услышав рассказ аль-Хусейни, Нусейбе лишь улыбнулся и повторил свою собственную версию: эта традиция восходит к Омару, который правил городом за пятьсот с лишним лет до Саладина.
Сидя рядышком, они говорят, что это дружеский спор, над которым они и сами частенько посмеиваются.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191893309.jpg)
Присев на скамейку поболтать с хранителями, этот факт подтвердил и их общий друг, 75-летний Ибрагим Аттиех, до выхода на пенсию работавший экскурсоводом. «Да, они друзья, и я дружу с ними обоими», — сказал Аттиех.
В тот день, помимо него, пообщаться с Джудех аль-Хусейни и Нусейбе приходило еще множество приятелей, священников, туристов и даже израильских полицейских (которые надзирают за безопасностью в храме).
Храму приходилось переживать не только капризы иерусалимских властей (в том числе те несколько столетий, когда халифат взимал с паломников огромные суммы за вход), но и внутренние распри.
Между различными конфессиями не раз происходили конфликты — иногда острые — по поводу контроля над определенными частями храма, и часто — особенно во времена Османской империи — к перераспределению прав и территорий внутри здания привлекались местные органы власти.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644191977552.jpg)
Время от времени эти разногласия даже создавали риск конфликта между мировыми державами.
В 1853 году Россия пригрозила ввести в Турцию войска, если османское правительство, под контролем которого находился и Иерусалим, удовлетворит просьбу Франции и отдаст Римско-католической церкви одну из частей храма, находившихся в ведении Греческой православной церкви.
В результате османский султан Абдулмесид I издал указ, запрещающий дальнейшую передачу имущества и прав внутри храма.
Сегодня этот статус-кво обязаны соблюдать все конфессии, и он по-прежнему определяет все аспекты жизни в церкви — от расписания богослужений до языка, на котором они совершаются, и путей, по которым идут процессии.
Любое изменение привычного порядка грозит раздорами и потасовками, как показали события 2008 года, когда между духовенством Греческой православной и Армянской апостольской церкви вспыхнула ссора по поводу маршрута движения процессии — дело закончилось арестом нескольких человек.
Как объяснил Коэн, из-за тонкостей поддержания статус-кво в храме редко делается ремонт. «Хранить мир — нелегкая задача», — добавил он.
Впрочем, недавно по итогам переговоров, продолжавшихся несколько десятилетий, лидеры Римско-католической, Армянской апостольской и Греческой православной церквей пришли к историческому соглашению о проведении ремонта постройки — архитекторы уже давно бьют тревогу, предупреждая о риске обвала.
Сейчас прямоугольное сооружение под главной ротондой храма, которое называется эдикула (Кувуклия), окружено строительными лесами.
С июня 2016 года в центре храма валяются лестницы, каменные плиты, фанера и прочие стройматериалы.
Это первый за 200 с лишним лет ремонт в часовне, где находится гробница, и первый значительный проект в этом здании с момента его реставрации, начавшейся в 1960-х годах.
Но, несмотря на то, что сегодня церкви, видимо, взаимодействуют успешнее, чем в прошлом, а израильская полиция следит за порядком, стражи у дверей олицетворяют собой ту огромную роль, которую играют в истории храма Гроба Господня давние традиции и воздействие внешних сил.
«Это как вязаный свитер: начнешь его распускать — и все рассыплется», — считает Коэн.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/12/1482644192059266.jpg)
…В полседьмого вечера, за полчаса до закрытия храма, церковную тишину нарушил громкий стук.
Это Омар Сумрен, согласно сложившемуся ритуалу, колотил дверным молотком, прежде чем затворить одну створку дверей, готовясь к закрытию.
Сумрен и его брат Ишмаэль уже 25 лет работают на аль-Хусейни, открывая и закрывая двери, когда тот занят.
Незадолго до семи, когда стали расходиться последние посетители, Ишмаэль взял стремянку, стоявшую в предбаннике, и вынес ее наружу.
Двое монахов-францисканцев в своих всегдашних коричневых рясах, подпоясанных веревками, вместе со священниками Греческой православной и Армянской апостольской церквей, одетыми в черное, стояли у порога, наблюдая за каждым движением.
При ежедневном ритуале присутствовал и израильский полицейский в кипе.
Ишмаэль закрыл дверь и вскарабкался вверх по лестнице, чтобы запереть верхний замок. Спустившись, он сложил стремянку и передал ее находившимся внутри священникам через небольшое отверстие в дверях.
Пока монахи совершали все вечерние обряды на территории храма, Омар, которому аль-Хусейни доверил ключ, удалился в комнатушку неподалеку от главного двора перед храмом.
Каждую ночь здесь дежурит один из ключников, готовясь к утреннему церемониальному открытию храма.
«Для меня это как второй дом», — признается Джудех аль-Хусейни.