Ядерное наследие Обамы. О чем США хотят договориться с Россией
Барак Обама хочет договориться с Россией о продлении договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Как отмечают американские эксперты, президент США заботится о своем «внешнеполитическом наследии». Москва может согласиться на американское предложение, чтобы ограничить возможность для маневра следующему главе Белого дома, кем бы он ни был.
Президент США хочет использовать последние несколько месяцев пребывания в должности, чтобы договориться с Россией о продолжении ядерного разоружения. Об этом свидетельствует публикация в американской The Washington Post. 11 июля издание сообщило, что администрация Обамы в свои последние шесть месяцев планирует договориться с Россией о продлении договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), а также предложить серьезные изменения в политике ядерной безопасности двух стран.
Подписанный во времена президентства Дмитрия Медведева СНВ-3 (или «Пражский договор») рассматривался США как один из символов политики «перезагрузки» отношений с Кремлем, которая, впрочем, быстро закончилась.
Согласно договору, страны обязывались сократить число ядерных боезарядов до 1550 единиц, а число межконтинентальных баллистических ракет — до 700 единиц. Начиная с 6 апреля 2011 года РФ и США могут проводить ежегодно по 18 инспекций своих военных складов, а также обмениваться информацией о численности ядерных арсеналов друг друга каждые полгода — 1 марта и 1 сентября. Договор рассчитан на десять лет с возможностью продления на пять лет. СНВ-3 заменил соглашение 1991 года (СНВ-1), а также договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП) от 24 мая 2002 года.
Если срок СНВ-3 истечет и другой документ не придет ему на смену, Москва и Вашингтон получат возможность вернуться к политике наращивания ядерных арсеналов.
The Washington Post отмечает, что в первые годы своего правления Обама достиг определенных успехов на пути к безъядерному миру. Помимо СНВ-3 была заключена «атомная сделка» с Ираном, однако из-за кризиса на Ближнем Востоке эти достижения ушли на второй план. Сейчас Белый дом, похоже, стремится использовать оставшееся время для переговоров о продлении договора, несмотря на то что он действителен до 2021 года.
Ограничения зашатались
Как заявил «Газете.Ru» директор программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра Андрей Баклицкий, в желании Обамы продлить договор еще на пять лет нет ничего сверхъестественного. По его словам, данное предложение соответствует как интересам США, так и интересам России. Для Вашингтона это «ядерное наследие» Обамы. Для России СНВ-3, в свою очередь, ограничивает присутствие американских ядерных сил в Европе, что важно для безопасности РФ.
Кроме того, обе стороны также заинтересованы в данных по арсеналам, которые предоставляются по обмену и в ходе инспекций. До 2019 года Россия и США должны выполнить все требования договора, а потом начать переговоры о дальнейших совместных действиях по сокращению атомного оружия. Однако на процесс влияют российско-американские отношения, которые сегодня находятся на низком уровне. В связи с этим Баклицкий считает, что вероятность продления СНВ-3 в данное время мала.
Собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что дальнейшее сотрудничество двух стран в данной сфере будет зависеть от того, кто выиграет президентские выборы в США в ноябре 2016 года. Если выиграет кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, то, по мнению Баклицкого, возвращения к ядерной гонке не произойдет. Клинтон ранее принимала участие в обсуждении и ратификации СНВ-3I и понимает важность сохранения статус-кво, считает эксперт.
Если же выборы выиграет республиканец Дональд Трамп, то его дальнейшие шаги, в том числе в сфере политики нераспространения, будет крайне трудно прогнозировать.
Баклицкий сообщил, что СНВ-3 представляет собой так называемое «пакетное соглашение», в котором также говорится о модернизации ядерных сил. Если Трамп захочет самовольно выйти из договора, сделать это будет непросто. Другой вопрос: будет ли готов скандальный миллиардер к тому, чтобы сохранить ограничение ядерного арсенала США.
Передать Владимиру
В предвыборный период в США серьезные переговоры о ядерных ограничениях вести затруднительно, так как демократическая фракция находится под большим прессингом республиканского большинства. Противники демократа Обамы в конгрессе считают, что администрация не принимает во внимание, насколько сильно повлияет на американских союзников решение Вашингтона и дальше складывать «ядерный зонтик».
Демократы, напротив, утверждают: сосредоточив свое внимание на сокращении ядерного оружия, президент США прочно закрепит позитивное наследие во внешней политике, даже несмотря на неудачи по другим фронтам.
При этом известно, что сам Обама хотел использовать любую возможность для переговоров о разоружении и даже признавался своему коллеге Медведеву в марте 2012 года, что у него «будет больше возможностей» обсуждать вопросы ПРО на втором сроке. В ответ на это Медведев лапидарно заявил: «Я передам это Владимиру». Политики не ожидали, что микрофоны включены, и разговор стал достоянием прессы.
Владимир Путин, по-видимому, до недавнего времени пренебрегал посланием Обамы. Реакция Кремля на возможность продления СНВ-3 была сдержанной, если не прохладной. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков 11 июля сообщил журналистам, что в Кремле ничего не знают о новых предложениях Обамы.
Вероятнее всего, разговор этот начнется уже после выборов в США. По мнению некоторых экспертов, переговоры о продлении СНВ-3 слишком важны для того, чтобы Кремль начал его с американским президентом, который уже готовится сложить свои полномочия.
Впрочем, бывший заместитель главы МИД России Анатолий Адамишин считает, что действовать надо сейчас. Он приводит в пример другой договор — РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности от 1987 года, расширенный в 1991 году). «Тогда тоже решали, подписывать ли его с Рейганом или с Джорджем Бушем-старшим. В конце концов решили делать с Рейганом, — рассказал собеседник „Газеты.Ru“. — Оказалось, что были правы, так как Буш начал проводить иную политику, но подпись на договоре осталась».
Связать руки Вашингтону
Директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов также считает, что предложения США «надо тщательно обдумать», однако не заниматься продлением договора до его истечения. По мнению эксперта, новый договор об ограничениях ядерных вооружений и средств его доставки выглядит предпочтительнее. Россия, считает Арбатов, должна выдвинуть встречные конкретные предложения США в этом отношении.
Предложения должны быть связаны со строительством глобальной ПРО США, которая включает в себя как американский, так и европейский сегменты, добавил он. «Такие переговоры бы не закончились при Обаме, однако они связали бы руки следующей администрации», — считает эксперт.
В Москве не скрывают, что увязывают вопрос переговоров о ядерной безопасности с проблемой расширения американской системы ПРО в Европе. Несмотря на то что сама система не угрожает российским стратегическим силам, президент Владимир Путин заявлял, что она может быть оснащена наступательными ракетами. Представители администрации США отвергают такую возможность.
Кремль также заявляет, что американские пусковые установки МК-41, которые являются частью ЕвроПРО, могут использоваться для запуска крылатых ракет средней дальности. Ранее главный переговорщик МИДа по вопросам контроля над вооружениями Михаил Ульянов заявил, что размещение этих комплексов является грубым нарушением договора РСМД.
Этот договор, подписанный в 1987 году президентами СССР Михаилом Горбачевым и США Рональдом Рейганом, стал краеугольным камнем мировой ядерной безопасности. Согласно РСМД, стороны сократили свой арсенал ракет, существенно снизив угрозу ядерной войны в Европе. СССР (впоследствии Россия) и США уничтожили все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5,5 тыс. км.
Стоит отметить, что США в последние пару лет стали также заявлять о том, что Россия нарушает договор РСМД и проводит испытания крылатой ракеты средней дальности. С подобными заявлениями в адрес Москвы выступала бывшая и.о. замглавы Госдепа США Роуз Гетемюллер, ответственная за переговоры о нераспространении.
В отношениях между Россией и США отсутствует доверие, отмечает экс-глава отечественного МИДа Анатолий Адамишин. «Нужно ломать атмосферу недоверия. Но если сидеть и ничего не делать, то ничего и не произойдет», — считает он.
Оценивая состояние американо-российского диалога о ядерной безопасности, Алексей Арбатов из ИМЭМО РАН напомнил о грядущем 30-летии встречи Горбачева и Рейгана в Рейкьявике, с которой начались важные переговоры о разоружении. «Сам саммит закончился провалом, но через год был заключен РСМД, а потом и СНВ-1», — напомнил эксперт. Сегодняшний тупик в ядерных переговорах может стать благодатной почвой для новой инициативы, стремящейся к безъядерному миру.