Украина без реформаторов: почему из власти ушли приглашенные иностранцы
Пост замминистра внутренних дел оставила Эка Згуладзе, приглашенная из Грузии реформировать МВД. С начала года важные посты во власти оставили почти все иностранцы-реформаторы.
Правительство Украины в среду отправило в отставку первого заместителя министра внутренних дел Эку Згуладзе, о чем в своем Twitter сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков. По его словам, Згуладзе подала в отставку по собственному желанию. После формирования в апреле нового правительства страны в нем не осталось ни одного из трех министров-иностранцев, сократилось количество иностранцев и на постах заместителей руководителей различных ведомств. Некоторые из ушедших в отставку заявили о намерении продолжать курировать направления, за которые были ответственны.
Соратница Саакашвили
37-летняя Згуладзе была приглашена на работу на Украину в конце 2014 года вместе с другими иностранцами для разработки и воплощения реформ. Згуладзе — гражданка Грузии, и условием ее работы в Украине было получение украинского гражданства, которое было предоставлено ей президентом Петром Порошенко. В Грузии Згуладзе входила в реформаторскую команду президента Михаила Саакашвили и министра внутренних дел Вано Мерабишвили. В 2006 году Згуладзе стала заместителем Мерабишвили, а в 2012 году ненадолго возглавила ведомство. После поражения партии Саакашвили на выборах 2012 года Згуладзе ушла из исполнительной власти.
В Украине основной задачей Згуладзе было реформирование системы внутренних дел и создание национальной полиции, в которой была выделена патрульная полиция по аналогии с той, что была запущена в Грузии. Как рассказывала в 2010 году Згуладзе BBC, философией реформы было превращение полиции из репрессивной структуры в службу услуг. Изменились полицейские офисы, структура ведомства была оптимизирована, около 50 тыс. сотрудников были уволены, а оставшиеся проходили жесткую аттестацию. В 2004 году была создана патрульная полиция, которая, как пишет ВВС, помогла вернуть доверие общества к полиции.
В Украине Згуладзе пыталась применить уже наработанные методы. К маю этого года почти во всех регионах страны заработала патрульная полиция. Так же, как и в Грузии, оборудование и новую форму для сотрудников предоставили США. 7 ноября 2015 года был принят закон о национальной полиции. «Еще будет переход. Еще будет несколько месяцев кадровых изменений и аттестаций <…> Но все! Милиция [6 ноября] закрылась», — радовался министр внутренних дел Арсен Аваков. Возглавила национальную полицию Хатия Деканоидзе.
Возглавляющий Одесскую область Саакашвили заявил в среду, что гордится работой во власти Згуладзе, ее деятельность он назвал первым примером «настоящей успешной реформы в Украине».
Згуладзе в своем заявлении, опубликованном вечером в среду, не объяснила причины своей отставки. Однако указала, что еще в декабре прошлого года истек годичный срок, на который она дала согласие проработать. Однако тогда она не стала уходить в отставку, чтобы довести до конца создание патрульной полиции.
Процесс начала работы новой полиции не был гладким. В апреле этого года украинские СМИ писали о возможности отставки Згуладзе после критики, обрушившейся на новую структуру после того, как в феврале этого года полицейский патруль в Киеве в ходе преследования открыл огонь по машине предполагаемого нарушителя, в результате чего смертельное ранение получил 17-летний пассажир Михаил Медведев. Патрульный Сергей Олийнык был арестован. Згуладзе называла решения суда по этому делу проявлением выборочного правосудия.
Зарубежные специалисты
Иностранцы впервые вошли в правительство Украины в декабре 2014 года. О намерении пригласить иностранных специалистов говорил премьер-министр Арсений Яценюк, поддерживал эти решения президент Порошенко. А как рассказывал один из тех, кто был приглашен, литовец Айварас Абромавичус, подбором министров в новое правительство Яценюка занимался руководитель президентской администрации Борис Ложкин. Порошенко в статье для Wall Street Journal указывал на то, что иностранцы необходимы Украине для проведения реформ и передачи передового опыта.
В правительство в итоге вошли трое министров-иностранцев, еще несколько человек заняли посты заместителей министров, вошли в консультативные советы, а один, Саакашвили, получил губернаторский пост.
На министерских постах работали: американка Наталья Яресько (министр финансов), литовец Айварас Абромавичус (министр экономического развития), грузин Александр Квиташвили (министр здравоохранения). Все они, занимая свои посты, говорили о необходимости оптимизировать работу ведомств, внедрить прозрачные процедуры государственных закупок.
Абромавичус в интервью «Украинской правде» рассказывал, что в его министерстве начались дерегуляция и реструктуризация самого министерства, началась реформа госзакупок и реформа госкомпаний. Однако в феврале этого года он заявил, что реформам противодействуют люди из окружения президента, и подал в отставку. «У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами», — заявил тогда Абромавичус.
До него в июле 2015 года в отставку подал Квиташвили, также работавший в правительстве Саакашвили в Грузии. Квиташвили говорил, что его отставки требуют те политики, которые сопротивляются проведению реформ. Он также не сработался с парламентом.
Наталья Яресько публичного недовольства ходом работы не выражала и весной дала согласие на то, чтобы стать премьер-министром. В августе 2015 года Яресько удалось договориться с группой фондов-кредиторов о списании 20% основного долга по еврооблигациям, или $ 3,8 млрд. Однако пост премьера в итоге занял украинец, председатель Верховной рады Владимир Гройсман, правительство было сформировано политическое, а не технократическое.
В итоге отставки Квиташвили, Абромавичуса и Яресько состоялись в апреле, когда ушло все правительство Яценюка.
В Генеральной прокуратуре пост заместителя генпрокурора и прокурора Одесской области в 2015 году получил Давид Сакварелидзе, работавший в грузинской Генпрокуратуре при Саакашвили. В марте он был уволен генпрокурором Виктором Шокиным, которого критиковал за противодействие реформам.
В мае в Украине и вовсе вступил в силу закон о госслужбе, запретивший занимать госдолжности обладателям второго гражданства. Это стало причиной ухода двух заместителей Саакашвили. Россиянка Мария Гайдар и гражданин Германии Александр Боровик подали в отставку с постов заместителей губернатора, но заявили, что останутся его советниками.
Сам Саакашвили продолжает работать на своем посту, поскольку грузинского гражданства он был лишен президентом Грузии Георгием Маргвелашвили еще в 2015 году. Еще двое грузин — замминистра юстиции Украины Гия Гецадзе и глава национальной полиции Хатия Деканоидзе пока сохранили свои посты. О лишении их гражданства не сообщалось, однако посол Грузии в Киеве Михаил Уклеба говорил, что это будет сделано.
Говорить о том, что иностранцы не прижились в Украине, было бы неверно, у каждой отставки своя история: Абромавичус изначально говорил, что приходит работать на год, и за этот год сформировал команду, которая сейчас фактически руководит министерством, Сакварелидзе вступил в конфликт, но остается в стране, и не исключено, что вернется в политику, говорит украинский политолог Владимир Фесенко. Основной задачей иностранцев было снять проблему недоверия к реформам, однако все же в обществе был запрос на то, чтобы в кабмине было больше украинцев, говорит Фесенко.
Вряд ли можно сказать, что приглашенные иностранцы оказали большое позитивное влияние на реформы, скорее, они легитимизировали их и сняли часть ответственности с украинских политиков, теперь на неудачи и непопулярные меры ответственность можно возложить на иностранцев, рассуждает украинский политолог Анатолий Октысюк.
Иностранцы на местах
Згуладзе, Боровик и Гайдар собираются остаться в Украине и работать советниками. Продолжается и практика назначения иностранцев на посты директоров крупных госкомпаний: британец Марк Роллинз возглавляет «Укрнафту», а в апреле этого года «Укрзализницу» («Украинские железные дороги») возглавил поляк Войцех Балчун. Еще один грузин Гизо Угулува остается заместителем руководителя Антикоррупционного бюро. Польский реформатор Лешек Бальцерович является советником президента Украины, а экс-министр финансов Словакии Иван Миклош должен возглавить созданную при новом кабинете министров Украины группу экспертов по осуществлению реформ.