Касьянов: 2016-й год может стать переломным для России
Лидер партии ПАРНАС Михаил Касьянов в интервью DW прокомментировал угрозы Кадырова в свой адрес, а также поделился своим мнением о будущем российской политики и перспективах оппозиции.
1 февраля глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал на своей странице в Instagram видео с лидером оппозиционной партии ПАРНАС Михаилом Касьяновым в оптическом прицеле винтовки. Видеозапись под названием «Касьянов приехал в Страсбург за деньгами для российской оппозиции» была снабжена комментарием Кадырова: «Кто не понял, тот поймет». В интервью DW Михаил Касьянов рассказал о том, удалось ли Кадырову его запугать, а также поделился своим мнением о ходе расследования убийства Бориса Немцова и перспективах оппозиции на предстоящих выборах в Госдуму.
DW: Начнем с актуального: президент Чечни Рамзан Кадыров выложил в социальной сети Instagram видеоролик, на котором вы изображены в перекрестии прицела. Что это — попытка вас запугать и заставить российскую оппозицию замолчать?
Михаил Касьянов: Мы считаем, что это уголовное преступление и видим в этом прямую угрозу убийством. Мы видим в этом акт запугивания демократической оппозиции и давления на гражданское общество. Мы находимся в ситуации, когда вокруг нас развернута публичная кампания травли, и такие действия одного из высокопоставленных чиновников, конечно, неприемлемы. Поэтому президент Путин обязан осадить и остановить зарвавшегося чиновника, которого лично подобрал и назначил. Более того, по российскому закону Путин является руководителем силовых структур. В этой связи мы вчера (3 февраля — Ред.) подали заявление в ФСБ с требованием возбудить уголовное дело против Кадырова по статьям «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», а также «призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
— Однако дело пока не возбуждено, реакции от властей не последовало. Почему?
— В прошлом году, когда был убит Борис Немцов, реакции также изначально не было. Только когда общественность подняла крик и (предъявила — Ред.) требования к власти, Путин стал высказываться о неприемлемости (убийства — Ред.). Мы видим, что сегодня происходит то же самое. Более того, глава администрации Путина сказал, что претензий к работе Кадырова нет, поэтому фактически можно рассматривать молчание как поощрение таких действий. Это означает, что ответственность за все, что сегодня происходит, несет лично Путин, в том числе и за угрозы в отношении оппозиции и активистов гражданского общества.
— Вы назвали Кадырова зарвавшимся чиновником. Он — чиновник, которому дозволено все?
— Получается, что так. Раз чиновник — один из 85 руководителей субъектов РФ — позволяет себе такие вещи, это означает, что ему одному это разрешено. Другие себе этого не позволяют, наверное, понимая, что сразу же будут как минимум остановлены или уволены. Кадыров ведет себя за пределами рамок или расширяя эти рамки сам, поддавливая тем самым на Путина, требуя признания за собой гораздо больших полномочий, нежели определены законом.
— Видеоролик — это, прежде всего, еще и угроза одного физического лица другому физическому лицу. Кадыров угрожает вам лично. Удалось ли ему вас запугать?
— Мы должны понимать, что ситуация очень напряженная. Некоторые пытаются это представить как шуточные вещи, но есть же люди, которые рассматривают это как призывы к расправе. Конечно, это всех озадачивает, каждый чувствует напряжение. Если не сказать испуг, то по крайней мере ощущение опасности существует. Но мы определили свой путь и (поставили своей целью — Ред.) борьбу за то, чтобы вывести Россию на траекторию строительства демократического государства и уважать те ценности, которые записаны в конституции. Мы начали эту борьбу и не собираемся ее останавливать или сворачивать.
— Год назад был убит ваш друг и соратник Борис Немцов. Обнародованы предварительные результаты расследования. Вы ими довольны?
— На этом этапе следствие ограничилось формулированием обвинений в отношении исполнителей убийства. Мы надеемся, что обвинения сформулируют качественно и убедительно, но этого недостаточно. Мы категорически не согласны с высказываниями руководителей российских следственных органов о том, что дело раскрыто. Пойманы непосредственные исполнители, суд примет решение в их отношении, но дело далеко не закончено. Мы признаем его раскрытым только тогда, когда будут найдены и арестованы заказчики и организаторы.
— А будут ли они найдены?
— В любом случае будут — не уверен, что при этой власти, но мы рано или поздно добьемся того, что дело будет по-настоящему раскрыто.
— Россия встретила 2016 год в состоянии экономического кризиса. Считаете ли вы, что этот год станет переломным не только в экономике, но и в обществе?
— Да, этот год может стать переломным: в этом году одновременно (влияние оказывают — Ред.) многие факторы. Экономические проблемы очень быстро переросли в кризис, а вслед за экономикой в кризис вошла и социальная сфера. Наряду с этим существует и кризис доверия значительной части российского общества к нынешней власти. Плюс ко всему существуют проблемы во внешней политике, которая является одним из ответвлений внутренней политики. Цель нынешней власти — это удержание своих кресел и постов. Этой цели подчинены и вопросы внешней политики. Путин и его окружение проводят провокационную и безответственную политику, разрушающую связи российского государства с цивилизованным миром. Мы всячески требуем, чтобы это было остановлено.
В этом году состоятся выборы в Госдуму, которые, в совокупности со всем факторами в экономике и политике, действительно могут стать переломным моментом. Конечно, трудно себе представить, что в период травли демократическая оппозиция может взять большинство. Но в случае, если нам без особой агитационной кампании удастся получить голоса избирателей, которые голосуют за нас просто по убеждениям (а это примерно 6 млн человек), демократическая оппозиция получит хорошее представительство в Госдуме. Пока этот шанс есть.