Зачем России частные военные компании?
В Госдуме России в четверг обсуждали законопроект «О частной военно-охранной деятельности», который призван урегулировать с правовой точки зрения деятельность частных военных компаний.
В России их деятельность в настоящее время не разрешена, однако некоторые компании действуют в рамках закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который серьезно ограничивает их возможности.
Законопроект подготовили в Институте проблем безопасности и устойчивого развития, а внес его в Думу депутат из «Справедливой России» Геннадий Носовко. Это не первая попытка внесения документа. Ранее законопроект раскритиковали в правительстве, и его пришлось заново переписать.
«Основная идея законопроекта — то, что частная охранная военная деятельность представляет собой особый вид специфической коммерческой деятельности, подчеркиваю — коммерческой деятельности, которая в основном нацелена на реализацию планов российского государства по защите его национальных интересов», — заявил, представляя законопроект на круглом столе в Госдуме, один из его разработчиков, эксперт думского комитета по безопасности Валерий Шестаков.
Авторы предлагают отдать лицензирование деятельности ЧВК за рубежом в руки Минпромторга, деятельность внутри страны будет лицензировать Минобороны, а в случае, если деятельность будет связана с гостайной, то лицензию будет выдавать ФСБ России. Такую сложную схему лицензирования раскритиковали многие выступавшие на круглом столе эксперты.
Много споров возникло также вокруг положения о заказчиках услуг ЧВК — согласно документу, ими могут быть либо органы исполнительной власти России, либо легитимные с точки зрения российских властей государственные органы, действующие в рамках соглашений с Россией.
Среди других вопросов, которые остались неурегулированными либо неверно определены в законопроекте — положение о деятельности ЧВК на территории России, а также деятельность на территории иностранных государств. Эксперты раскритиковали оба этих пункта.
В России и за рубежом
При этом вопрос, надо ли вообще создавать в России частные военные компании, не задал никто — на круглом столе в Госдуме собрались единомышленники. По словам всех выступавших, ЧВК нужны, но вот зачем, кому и где именно они нужны — по этим вопросам было больше споров, чем согласия.
Выступавший на обсуждении гендиректор ООО «РСБ-Групп» (позиционирует себя как «Частная компания военного консалтинга») Олег Криницын заявил, что главный смысл закона заключается в том, чтобы урегулировать деятельность ЧВК в качестве «тонкого инструмента государства для использования в тех регионах, где не всегда целесообразно использовать регулярные войска».
Депутат Госдумы Максим Шингаркин, один из критиков законопроекта, сказал, что нельзя останавливаться на полуслове — нужно идти до конца и прописывать в таком законе норму о признании добровольческих действий за рубежом.
«Мы все понимаем, что лежит в основе такого закона, и мы должны честно сказать, что если мы ставим задачу об узаконивании действий граждан Российской Федерации на территории третьих стран, в том числе в условиях ведения боевых действий, то мы должны этим или иным законом предусмотреть право граждан Российской Федерации такие действия в интересах защиты себя, своих близких, интересов третьих лиц осуществлять в том числе и в отсутствие какого-либо организованного процесса в виде военно-охранных организаций», — сказал он.
Впрочем, идею «узаконивания» добровольческих отрядов никто не поддержал. Более того, среди экспертов были и те, кто считает, что частные военные компании нужны исключительно для «внутреннего рынка».
«Та же Украина, те же события 1905−1907 годов, 1917 года, продемонстрировали одну вещь: при возникновении массовых выступлений регулярные войска оказываются идеологически обезоружены и неспособны вести действия по обеспечению стабильности государства», — сказал первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
По словам президента холдинга «Альфа-ост» (о характере деятельности компании ничего не сообщалось) Сергея Саченко, регулировать деятельность компаний за рубежом и не нужно, поскольку осуществлять такую деятельность ЧВК никто не мешает. Одной из главных задач закона, по словам эксперта, является защита тех, кто действует за границей, от преследования в России в рамках статьи 359 УК «Наемничество».
Правда, вопрос о том, чем могут заниматься ЧВК на территории России, так до конца прояснен не был, поскольку монополией на любые силовые действия на территории страны обладает государство, а охранные функции можно осуществлять и в рамках закона о детективной деятельности.
Немало споров вызвал и пункт о лицензировании, в частности, положение о том, что лицензию будет выдавать Минпромторг. Однако вопрос о том, в чьем ведении будет лицензирование и надзор за ЧВК, так и не был решен — логичным показались и варианты с Минобороны и с ФСБ.
Юрист из «РСБ-Групп» Анатолий Моринов сказал, что, по его мнению, закон не будет работать, поскольку в нем содержится большое количество «бланкетных норм» — общих положений, которые либо можно будет широко трактовать, либо необходимо будет регулировать подзаконными актами.
Законопроект был внесен в Госдуму 14 декабря прошлого года и готовится к первому чтению.