Взять и снизить: как Россия и ОПЕК пытаются повлиять на нефтяной рынок
Новости о предстоящих переговорах России с ОПЕК (Организацией стран - экспортеров нефти) двинули цену нефти вверх — почти до $36, а доллар вниз — к 76 российским рублям. Но надолго ли, непонятно: нет уверенности, что переговоры состоятся, а тем более — будут успешными.
Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в марте в четверг достигала $35,84 за баррель — плюс c 9% к цене открытия, а к 22.00 (по московскому времени) скорректировалась примерно до $34 (данные Bloomberg).
«Рынок реагирует на любые новые, ранее не ожидаемые факторы, одним из которых стали новости о возможных переговорах в феврале России, Саудовской Аравии и других стран ОПЕК по снижению добычи нефти», — объясняет аналитик UBS Максим Мошков.
Взять и снизить
В среду после совещания в Минэнерго с руководителями российских нефтегазовых компаний глава «Транснефти» Николай Токарев объявил журналистам, что Саудовская Аравия вышла с инициативой провести встречу нефтедобывающих государств. Встреча с ОПЕК может состояться в феврале, предположил он, отметив, что в случае решения о снижении добычи технически Россия сможет сделать это, но не раньше лета. Токарев напомнил, что нефтяные компании уже снизили на 6% свои заявки по объему экспорта нефти на 2016 год. До 215,8 млн тонн против прокачанных в 2015 году 229,6 млн тонн, уточнял пару недель назад вице-президент трубопроводной монополии Сергей Андронов.
«Есть приглашение встретиться на уровне министров. Но на самом деле нет окончательной договоренности. Если все министры подтвердят, то будет на уровне министров, а если нет — то на уровне экспертов», — рассказал министр энергетики Александр Новак (цитата по Интерфаксу). По его словам, правда, инициатором стала Венесуэла: «Мы с ним [министром энергетики Венесуэлы] по телефону общаемся. Он как раз инициирует [встречу], они официальную заявку направили председательствующему в ОПЕК Катару о том, чтобы созвать такую встречу».
Предметом встречи может стать обсуждение сокращения добычи нефти крупнейшими производителями на 5%.
«На предыдущих встречах с ОПЕК речь шла в целом о странах, которые занимаются добычей нефти. Именно примерно такие параметры и звучали: сокращение добычи каждой из стран до 5%», — заявил Новак.
Почему не было Игоря Сечина
В среду у министра энергетики Александра Новака прошло совещание с обсуждением стресс-сценариев при низких ценах на нефть и выработке мер реагирования отрасли с участием топ-менеджеров нефтяных компаний. На нем присутствовали гендиректора НОВАТЭКа Леонид Михельсон, «Транснефти» Николай Токарев, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Сибура» Дмитрий Конов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Башнефти» Александр Корсик. Президента «Роснефти» Игоря Сечина на совещании не было. По словам собеседников агентства Reuters из числа участников совещания, именно из-за отсутствия главы «Роснефти» на совещании и не было принято окончательных решений: «Такие решения без его присутствия не принимаются».
По словам представителя «Роснефти» Михаила Леонтьева, Сечина не было на совещании, потому что «это не было предусмотрено форматом совещания».
«Это разговоры разговоров, и присутствие Сечина там необязательно, — объяснил Леонтьев. — Мы ранее встречались с саудитами, еще в 2014 году, в начале падения цен на нефть, а позже, на семинарах и инвестфорумах, обсуждали эти вопросы, никакого нового повода для „мозговых штурмов“ нет». По его словам, у «Роснефти» нет планов по снижению экспорта нефти: «Какие у нас могут быть планы такого рода, если их нет у президента страны?»
В среду Игорь Сечин провел встречу с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
Сокращаем вместе
В прошлые кризисы странам - производителям нефти удавалось договориться о сокращении добычи, и это давало результат.
Так, после падения нефтяных цен в 1998 году (с $25 в 1997 году они снизились менее чем до $10 в 1998-м) ОПЕК предприняла несколько попыток повлиять на рынок, снизив суточную добычу сначала на 1,25 млн баррелей в апреле, а затем увеличив снижение до 1,34 млн баррелей в июле 1998-го. К марту 1999 года картелю удалось договориться о сокращении добычи и с другими странами — Мексикой, Норвегией, Россией и Оманом. В общей сложности суточная добыча была снижена на 2,1 млн баррелей, из которых 1,7 млн баррелей пришлось на страны ОПЕК. Общие усилия дали нужный результат: к маю 1999 года цена нефти восстановилась до $16 за баррель, а в 2000-м выросла до $30.
Еще раз скоординироваться производителям нефти удалось в 2001 году. Тогда нефтяные цены оказались под ударом из-за рецессии в США. В течение года ОПЕК сократила добычу на 3,5 млн баррелей в сутки, и руководство картеля отказалось в одиночку сокращать поставки еще на 1,5 млн баррелей, если к ним не присоединятся другие нефтяные державы. В результате Ангола, Мексика, Норвегия, Оман и Россия согласились сократить суточный объем на 462 тыс. баррелей (на Россию тогда пришлось около 150 тыс. баррелей).
Россия: решения нет
Собеседник РБК, близкий к одному из участников совещания у Новака, в среду рассказал, что среди нефтяных компаний нет однозначной поддержки идеи снизить добычу, поэтому и договоренностей на совещании никаких не достигнуто. Другой участник совещания объясняет, что у каждой компании есть свои обязательства по экспорту нефти, никто не хочет терять рынки. Топ-менеджер нефтяной компании, руководитель которой участвовал в совещании, говорит, что они не планируют снижение экспорта, чтобы не нарушить обязательства перед покупателями, не терять рынки.
«Если перестать бурить, добычу за год можно снизить до 10%, но восстановить в том же объеме быстро будет сложно, — рассуждает сотрудник одной из нефтяных компаний с госучастием. — Причина — в отсутствии дополнительных буровых мощностей. Кроме того, простаивающие буровые бригады будет необходимо содержать. Также сокращение бурения чревато проблемами с выполнением лицензионных соглашений и снижением налоговых поступлений в бюджет».
Высокопоставленный чиновник Минэнерго отмечает в беседе с РБК, что при текущих ценах на нефть большие риски несет как добывающая отрасль, так и бюджет:
«В текущем году без решений сверху добыча не упадет, но потом может быть очень плохо. Причем ситуация развернется в лучшую сторону при долгосрочных ценах на нефть не ниже $50−60 за баррель».
По словам министра Новака, решения о сокращении добычи нефти Россией и расчетов такого рода «у нас нет». Предложений со стороны России по координации усилий с ОПЕК не было и нет, заключает чиновник Минэнерго. По его словам, Россия не пойдет на одностороннее снижение добычи. Кроме того, непонятно, как контролировать выполнение договоренностей со стороны партнеров, ведь сами участники ОПЕК неоднократно превышали принятые внутри картеля квоты.
ОПЕК: про переговоры не слышали
В принципе, страны ОПЕК думают о снижении добычи. В январе этого года генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри призывал крупнейших производителей нефти помочь сдержать падение мировых цен на нефть.
«Жизненно важно, чтобы все основные производители обсудили решение этой проблемы. Мировые рынки заинтересованы в том, чтобы объемы запасов нефти опустились до уровней, которые позволят восстановить цены и приток инвестиций», — приводит ТАСС его слова.
Но в четверг Bloomberg со ссылкой на четыре источника в ОПЕК передал, что страны - участницы картеля не планируют проводить в феврале переговоры с участием российской стороны.
«Вполне возможно, что Россия просто пытается прощупать почву, чтобы оценить, как члены ОПЕК отреагируют на предложения по сокращению добычи нефти», — сказал директор Центра по изучению глобальной энергетической политики Колумбийского университета и бывший чиновник Белого дома Джейсон Бордоф.
Надолго снизить не получится
По мнению Леонида Федуна, вице-президента и совладельца ЛУКОЙЛа, России нужно сокращать добычу:
«Моя личная позиция, что это надо делать. В 1998 году я был одним из инициаторов переговоров с ОПЕК. Тогда совместная позиция России, Норвегии, Мексики и Саудовской Аравии привела к тому, что цены развернулись, и мы имели долгосрочный повышающий тренд», — заявил он РБК.
«Какой смысл увеличивать предложение на рынке в то время, когда даже небольшая корректировка поставок нефти приведет к увеличению цены. Все это означает прибыль как компаний, так и Российской Федерации», — добавил Федун, прогнозируя снижение производства нефти в стране по итогам года.
По оценке аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, Россия вряд ли пойдет на снижение добычи нефти на 5%, что составляет 26,7 млн тонн в год (547 тыс. баррелей в сутки). Но она может пойти на снижение экспорта нефти на 5%.
«Вопрос в том, кто придет на смену нашей стране на потерянных рынках. Одностороннее снижение добычи Россией, даже если государству удастся убедить в необходимости этого в том числе частные компании, проблему снижения цен на нефть в мире не решит, — говорит аналитик. — Помочь может только скоординированная политика Саудовской Аравии, ОПЕК и других крупных производителей нефти, включая Мексику, США и Норвегию. США уже снизили добычу сланцевой нефти на 8−10%».
Слаженные действия экспортеров нефти, если они будут достигнуты, в чем есть сомнение, приведут, по прогнозам Нестерова, к росту мировых цен на нефть до $50−55 за баррель. Аналитик подчеркивает, что тренд на рост не будет долговременным, потому что вслед за этим возобновит свои объемы сланцевая добыча в США, которая сейчас сворачивается по экономическим причинам. И если США снова нарастят добычу, цены за несколько месяцев снова рухнут до $30 за баррель, считают в Sberbank CIB.