Путин: Россия должна была четче заявлять о своих интересах еще четверть века назад
Российский президент Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild заявил, что Россия недостаточно четко формулировала свои национальные интересы, и это было ошибкой. Полная версия интервью опубликована на сайте Кремля.
Путин уверен, что Россия должна была заявлять о национальных интересах еще четверть века назад.
«Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным», — заявил президент России. По мнению Путина, то, что РФ недостаточно четко формулировала свои национальные интересы, было ошибкой.
Президент напомнил, что «после распада Советского Союза возникли такие же сложные процессы внутри самой России — сокращение промышленного производства, развал социальной системы, сепаратизм и особенно очевидная атака международного терроризма».
«Конечно, мы сами в этом виноваты, что там говорить, здесь некого винить», — признал российский президент. Однако он убежден: «То, что международный терроризм использовался в борьбе против России, а никто либо не обращал на это внимания, либо наоборот поддерживал антигосударственным силам России оказывали поддержку политическую, информационную, финансовую, а иногда даже вооружённую поддержку оказывали, это для нас очевидный факт».
По его словам, тогда Россия осознала, что «разговоры разговорами, а геополитические интересы это совершенно другое дело».
Уйти от формата «холодной войны не удалось»
Расширение НАТО на восток стало причиной того, что в мировой политике до сих пор сохраняются отношения, свойственные временам «холодной войны», считает Путин.
Путин напомнил о словах известного немецкого политика второй половины ХХ века Эгона Бара, занимавшего в разные годы посты министра по особым поручениям и министра по экономическому сотрудничеству ФРГ, о взаимоотношениях Европы, США, НАТО и СССР. «Он был очень умный человек. Он видел в этом (нераспространении НАТО на Центральную Европу и далее на восток) глубокий смысл, был убежден в том, что нужно поменять формат абсолютно, уйти от времен «холодной войны», — напомнил Путин. «И мы этого ничего не сделали», — констатировал он.
Путин поделился с журналистом выдержками из бесед советского руководства с немецкими политиками в 1990 году, которые ранее никогда не публиковались. «Это рабочие беседы немецких политиков (вице-канцлера ФРГ Ганса-Дитриха) Геншера, (федерального канцлера ФРГ Гельмута) Коля, (бывшего министра по экономическому сотрудничеству ФРГ Эгона) Бара с советским руководством: (Михаилом) Горбачевым, господином (Валентином) Фалиным, который, по-моему, тогда возглавлял международный отдел ЦК, — пояснил глава государства. — Это никогда не было достоянием гласности».
По словам Путина, Бар на той встрече предупредил: «Если при объединении Германии не сделать решающих шагов к преодолению раскола Европы на враждебные блоки, развитие может принять весьма неблагоприятный характер, обрекающий СССР на международную изоляцию». Путин отметил, что Бар на той встрече предложил конкретные шаги, в том числе он говорил о необходимости создания в центре Европы нового союза. «Она (Европа) не должна двигаться в НАТО. Вся Центральная Европа, включая Восточную Германию либо без нее, должна была бы объединиться в отдельный союз с участием и Советского Союза, и Соединенных Штатов», — рассказал Путин.
«Что произошло на самом деле? Произошло то, от чего предупреждал господин Бар, — констатировал президент России. — Он предупреждал о том, что нельзя развивать военную структуру на восток североатлантический блок. Надо создать нечто общее, объединяющее всю Европу. Ничего этого не произошло, а произошло как раз обратное, произошло то, против чего он предупреждал: инфраструктура НАТО начала развиваться на восток, и произошло расширение».
«Мы все сделали неправильно, с первых шагов, мы не преодолели раскола Европы, — отметил российский президент. — 25 лет назад Берлинская стена пала, но раскол Европы не был преодолен, невидимые стены просто были передвинуты на восток». По его словам, это создало предпосылки для будущих взаимных упреков, непонимания и кризисов.
Вспомнил президент РФ и о словах американских и европейских политиков, уверявших, что страны имеют право выбирать сами способ обеспечения своей безопасности. «Да, мы знаем об этом. Это правда, — подчеркнул Путин. — Но правда также и то, что другие страны имеют право принимать решение расширять свою собственную организацию и не расширять, действовать так, как они считают целесообразным с точки зрения обеспечения всеобщей международной безопасности. И ведущие члены НАТО могли бы сказать: нет, мы рады, что вы хотите к нам присоединиться, но мы не собираемся расширять нашу организацию, мы видим по-другому будущее Европы».
По словам президента России, за последние 20-25 лет, особенно после развала СССР, когда исчез второй центр силы в мире, «возникло желание получить полное удовольствие от своего единоличного пребывания на вершине мировой славы, власти и благополучия». «И вообще не было никакого желания уже обращаться ни к международному праву, ни к Уставу Организации Объединенных Наций, — констатировал он. — Там, где они мешали, сразу объявлялось, что ООН устарела».
Желание Запада «царствовать»
Путин также отметил, что продвижение НАТО на восток было вызвано желанием Запада «царствовать», что и привело к текущим кризисным ситуациям в мире. Такую точку зрения высказал президент, отвечая на вопрос, мог ли, по его мнению, Североатлантический альянс отказаться принимать в свой состав восточноевропейские страны.
«Конечно», — ответил Путин. «Что, разве в уставе (альянса) написано, что НАТО обязано принимать всех, кто захочет? Нет», — отметил президент РФ. Он подчеркнул, что при наличии политической воли альянс мог бы поступить в вопросе принятия новых стран как угодно.
«Не хотели просто (отказываться от расширения). Хотели царствовать. Уселись на этот трон. И что дальше? Теперь мы обсуждаем кризисные ситуации», — заключил Путин.
Он добавил, что если бы вместо этого в начале 1990-х на Западе решили поступить так, как предлагал «старый умный немец, господин Эгон Бар» (1922 — 2015 гг; политик ФРГ) — а именно, «создали бы нечто новое, объединяющее Европу», то «и кризисов бы этих не было». По мнению Путина, «была бы другая ситуация», а возникающие в ней проблемы, возможно, «не приобрели бы такой остроты».
Путин также поделился, что Россия пыталась предостеречь НАТО от ошибочных действий в Ливии и Ираке, но ее не слушали и обвиняли в антизападной позиции.
«Мы активно возражали против того, что происходило, скажем, в Ираке, в Ливии, в некоторых других странах. Мы говорили: не надо этого делать, не надо туда забираться и не надо совершать ошибок», — сказал он. «Нас же никто не слушал! Наоборот, считали, что мы занимаем какую-то антизападную, враждебную Западу позицию», — напомнил президент. «А сейчас, когда вы имеете сотни тысяч, уже миллион беженцев, как вы думаете, у нас позиция была антизападная или прозападная?» — предложил Путин журналисту ответить на вопрос.
Глава государства упомянул и о системе противоракетной обороны, которая развивается в Европе под предлогом противодействия иранской ядерной угрозе. Путин напомнил слова американского лидера Барака Обамы, сказанные им в 2009 году, о том, что если ядерная угроза Ирана перестанет существовать, то никакого стимула к созданию системы ПРО не будет. «Договор с Ираном подписан, сейчас рассматриваются вопросы о снятии санкций, все это поставлено под контроль МАГАТЭ, первый уран вывозится на территорию России для переработки, — констатировал президент России. — А система противоракетной обороны продолжает развиваться». Путин напомнил, что соответствующие двусторонние соглашения подписаны у США с Турцией, Румынией, Польшей, Испанией.
Путин отверг мнение, что он и его политика с годами изменились
Путин опроверг предположение журналистов, будто после 2007 года он изменился по сравнению с «молодым Путиным», который дружил с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, солидаризировался с США и выступал против конфронтации с Европой.
«Я никогда не менялся», — подчеркнул президент РФ. «Я чувствую себя молодым и сегодня. Я был другом Шредера, я и остаюсь другом Шредера. Ничего не изменилось», — добавил Путин.
По словам президента РФ, не изменилось и его отношение «к проблемам, таким как борьба с терроризмом». Путин напомнил, что после террористических атак 11 сентября 2001 года он был первым, кто позвонил и выразил свою солидарность президенту США Джорджу Бушу-младшему. «И мы готовы были сделать все для того, чтобы вместе бороться с терроризмом. Сейчас, когда произошли теракты в Париже, я также разговаривал, а затем встречался с президентом Франции», — отметил президент.
«У нас есть общие угрозы, мы как хотели, так и сегодня хотим, стремимся к объединению усилий всех государств мира и в Европе, и в мире вообще, для борьбы с этими угрозами», — продолжил российский президент, пояснив, что речь идет не только о терроризме, но и о преступности, торговле людьми, борьбе за сохранение окружающей среды и о других общих проблемах.
«Но это не значит, что мы каждый раз со всеми должны соглашаться по этим либо по другим вопросам. И если наша позиция кому-то не нравится, то не самый лучший способ каждый раз объявлять нас врагами», — подчеркнул Путин. «Может быть, лучше послушать иногда, критически переосмыслить, в чём-то согласиться и поискать общие решения?» — заключил глава российского государства, напомнив, что именно об этом он говорил на юбилейной Генассамблее ООН в минувшем сентябре.
Путин также заметил, что, если бы в первой половине 2000-х годов мировые лидеры прислушались к нему, а также президенту Франции Жаку Шираку и канцлеру ФРГ Герхарду Шредеру (выступавшим, в частности, против вторжения в Ирак ), «может быть, и не было бы сегодняшних террористических актов в Париже, потому что не было бы такого всплеска терроризма на территории Ирака, Ливии и других стран Ближнего Востока».
Путин посоветовал Меркель и Олланду внимательнее вникать в суть украинского урегулирования
Лидерам ФРГ и Франции, участвующим в нормандском формате урегулирования украинского кризиса, следует тщательнее вникать в нюансы и не требовать от Москвы того, что должен сделать Киев.
«Наши европейские партнеры и канцлер ФРГ, и президент Франции должны как-то побольше вникать, мне кажется, в эти проблемы», — сказал Путин.
«Все говорят о том, что нужно обязательно исполнить минские соглашения, и тогда можно пересмотреть вопрос о санкциях», — сказал президент РФ. «Поверьте мне, это сейчас приобретает характер театра абсурда, потому что основное, что должно быть сделано по исполнению минских соглашений, лежит на стороне сегодняшних киевских властей», — отметил он, добавив, что нельзя «требовать от Москвы то, что должен сделать Киев».
Президент РФ с текстом минских соглашений в руках разъяснил журналисту, в какой последовательности должны выполняться согласованные в них пункты. «Там прямо записано, что должна быть проведена конституционная реформа, причем не в Москве же должны быть приняты эти решения!» — отметил он. «Сначала конституционная реформа, политические процессы, а потом на основе этих процессов создание атмосферы доверия и завершение всех процессов, в том числе закрытие границы», — подчеркнул Путин.
Он с пониманием отнесся к занятости своих коллег. «Я думаю, что у них много своих проблем, но если уж мы занимаемся этим, то нужно туда вникать», — посоветовал Путин.
В качестве примера нежелания Украины выполнять взятые на себя обязательства Путин привел то, что до сих пор так и не приняты на постоянной основе изменения в конституцию, в частности, об особом статусе Донбасса. «Мы, когда в Париже встречались (в ноябре 2015 года), и канцлер ФРГ, и президент Франции согласились с тем, что этому закону должен быть придан другой характер, и он должен быть включен туда на постоянной основе», — напомнил президент РФ. «Как можно требовать от Москвы то, что должны сделать в Киеве наши коллеги своим решением?» — повторил Путин.
Путин: мы никого не оккупировали в Крыму
Российский президент Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild заявил, что Россия не нарушила в Крыму международное право.
«В случае с Крымом международное право не нарушено, — сказал Путин. — В соответствии с Уставом ООН каждый народ имеет право на самоопределение».
По словам президента, присутствие российских вооруженных сил на полуострове было необходимо лишь для того, чтобы предотвратить «вмешательство в свободное волеизъявление людей».
«Мы не воевали, не оккупировали никого, нигде не стреляли, ни один человек не погиб в результате событий в Крыму. Ни один! Мы использовали вооруженные силы только для того, чтобы сдержать находившихся там двадцать с лишним тысяч военнослужащих Украины от вмешательства в свободное волеизъявление людей, проживающих там», — сказал Путин, сославшись на пример Косово.
«Косово заявило о своей независимости, и весь мир принял это, по сути, знаете, каким способом? Решением парламента. Они даже не проводили референдум», — сказал Путин.
Санкции Запада вредное решение, но имеющее и позитивный эффект
Санкции Запада в ответ на справедливое воссоединение Крыма с РФ — это глупое и вредное решение. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин, отметив при этом, что санкции несут и позитивный эффект.
«Вы знаете, российское население прекрасно чувствует и сердцем, и умом понимает, что происходит. Наполеон как-то сказал, что справедливость это воплощение Бога на земле. Вот воссоединение Крыма с Россией это справедливое решение», — подчеркнул глава государства.
Он добавил, что, по его мнению, реакция западных партнеров на это решение «была ошибочной и направлена не на поддержку Украины, а на сдерживание роста возможностей России».
«Мне кажется, что этого не следует делать, в этом и заключается главная ошибка, а нужно, наоборот, использовать возможности друг друга для взаимного роста, для совместного решения проблем, перед которыми мы стоим», — сказал Путин, назвав санкции Запада «глупым решением и вредным».
Он признал негативное влияние санкций на экономику РФ, в частности в связи с ограничениями выхода РФ и российских компаний на внешние финансовые рынки. «Что касается наибольшего вреда, который наносится сегодняшней ситуацией, конечно, прежде всего, вред нашей экономике это вред от снижения цен на традиционные товары нашего экспорта», — сказал Путин, говоря о резком падении цен на нефть за последние 1,5 года.
В то же время, по словам президента России, в этих сложностях есть «негативные, но, как ни странно, есть и позитивные вещи». «Когда цены на нефть высокие, нам очень трудно удержаться от использования нефтяных доходов на текущие расходы. И у нас ненефтегазовый дефицит вырос, на мой взгляд, до очень опасной черты. Теперь мы вынуждены его понижать. И это оздоровляет», — пояснил он. По словам Путина, «очень трудно удержаться от того, чтобы тратить на текущие расходы доходы от нефти и газа». «И когда доход от них высокий, то тогда происходит дестимуляция собственного развития, особенно в высокотехнологичных отраслях», — добавил президент, подчеркнув, что снижение именно этих «нефтегазовых» расходов оздоровляет экономику.
Россия готова к компромиссам с Евросоюзом
Путин также отметил, что Россия готова искать компромиссы с ЕС, но при условии единообразного понимания и обоюдного соблюдения международного права.
«Мы готовы это делать (отстаивать национальные интересы) не конфронтационно, мы готовы искать компромиссы, но, конечно, на базе международного права, единообразно всеми понимаемого», — сказал он. При этом Путин подчеркнул, что защита интересов России остается для него первостепенной задачей. «Вы меня спросили: Ваш покорный слуга друг или не друг?» — обратился он к журналисту.
«Отношения между государствами строятся немножко по-другому, не как отношения между людьми. Я не друг, не невеста и не жених, я президент Российской Федерации, 146 миллионов человек — у этих людей есть свои интересы, и я обязан их отстаивать», — сказал российский президент.
Путин ожидает подъема экономики
Путин ожидает постепенного подъема экономики РФ, несмотря на падение ВВП на 3,8% в 2015 году.
«Мы считаем, что мы постепенно будем выходить все-таки на стабилизацию и на подъем экономики», — сказал президент России. При этом он отметил, что «у нас сейчас наблюдается падение ВВП на 3,8%, промышленного производства на 3,3%, выросла инфляция до 12,7%».
В то же время, по его словам, сохраняется положительный баланс внешней торговли, «и у нас впервые за многие годы значительно вырос объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью». «Это точно совершенно позитивный процесс внутри экономики», — подчеркнул президент.
Путин добавил, что в экономике РФ сохраняется высокий уровень резервов. «У Центрального банка примерно $ 340 млрд золотовалютных резервов, сейчас могу ошибиться, но за $ 300 млрд. И два резервных фонда правительства, примерно по $ 70−80 млрд каждый, один 70, другой 80», — напомнил он.