В правительстве Германии разлад из-за беженцев
Лидеры правящих в ФРГ партий пока не смогли договориться о том, как снизить приток беженцев. Консерваторы предлагают транзитные зоны, социал-демократы — въездные центры. В чем разница?
До 10 тысяч беженцев прибывают в Германию каждый день. Если так пойдет и дальше, то до конца текущего года общее число соискателей убежища в ФРГ достигнет полутора миллионов человек. Как ограничить поток, которому пока не видно ни конца, ни края? Лидеры трех партий, формирующих правящую в стране правительственную коалицию, не смогли в минувшие выходные дать согласованный ответ на этот вопрос. Но линия противоречий внутри немецкого правительства теперь стала проходить иначе.
Скоростной транзит
До коалиционного саммита, проходившего в ведомстве федерального канцлера 31 октября и 1 ноября, спор шел преимущественно между двумя вообще-то считающихся братскими партиями, имеющими в бундестаге объединенную консервативную коалицию — Христианско-демократическим (ХДС) и Христианско-социальным союзами (ХСС).
Хорст Зеехофер — лидер ХСС, возглавляющий правительство особенно затронутой проблемой беженцев Баварии, требовал от канцлера — председателя ХДС изменить политику радушного приема беженцев и принять действенные меры по ограничению их притока. Одной из таких мер баварские власти считают организацию так называемых транзитных зон, в которых бы оперативно производился отсев беженцев, имеющих высокие шансы получить убежище в Германии, от тех, которые этих шансов не имеют. То есть, предлагается использовать примерно ту практику, которая применяется в немецких аэропортах.
В экстерриториальную зону аэропорта немецкие пограничники отправляют соискателей убежища без документов, с фальшивыми паспортами или прилетевших из безопасных стран. В течение всего двух дней сотрудники Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF) на месте принимают решения по их заявлениям.
Такая оперативность допустима только в том случае, если человек юридически еще не пересек границу ФРГ. Если решение отрицательное, то заявителю грозит высылка из страны. Такая участь в прошлом году постигла 56 из 643 авиапассажиров во франкфуртском аэропорту, пожелавших получить убежище в Германии.
Кто канцлеру дороже?
Канцлер Ангела Меркель, как и социал-демократы ее заместителя, вице-канцлера Зигмара Габриэля, относилась к идее транзитных зон скорее скептически, указывая, что ими «невозможно охватить тысячи и десятки тысяч беженцев». Допустимой такую практику канцлер считала только в отдельных случаях, когда речь идет о человеке, специально «потерявшем» свой паспорт и скрывающем свое происхождение.
Теперь — как считают наблюдатели, во имя восстановления единства в лагере консерваторов и ценой ссоры с социал-демократами — Меркель пошла навстречу баварским требованиям и поддержала идею транзитных зон. Без согласия социал-демократов, однако, они реальностью не станут, а лидер СДПГ и другие социал-демократические министры выступают против, предлагая построить в Германии не транзитные зоны, а въездные центры. Такие центры, с их точки зрения, должны создаваться не на внешних границах ФРГ, а в самих федеральных землях. Три четверти всех беженцев, по данным местных властей, попадают в Германию, пересекая, что называется, «зеленую» границу в обход пунктов пограничного контроля.
Поэтому, указывают в СДПГ, целесообразнее регистрировать их уже прямо в земельных въездных центрах, а те мигранты, которые от такой регистрации уклоняются, будут получать урезанное социальное пособие или вообще никакого. Ниже в таком случае будут у них и шансы получить положительный ответ на свои заявления с просьбой о предоставлении убежища в Германии. А для тех, кто подает явно необоснованные заявления, такие въездные центры сразу же станут и выездными.
Как отмечают наблюдатели, разница между консервативным вариантом транзитных зон и социал-демократическим въездных центров не столь велика, как представляется на первый взгляд, она в первую очередь семантическая. Первое название звучит скорее неприступно, второе — более радушно. Но, кстати, и консерваторы не настаивают на том, чтобы их зоны создавались непременно на внешних границах.
Спор о воссоединении семей
Есть, однако, и другие противоречия в подходе участников правящей в Германии коалиции к методам ограничения притока беженцев. Так, ХДС и ХСС предлагают ввести двухлетний мораторий на воссоединение семей для беженцев — не для всех, а только для тех, кто хоть и не получил официальный статус беженца, но по гуманитарным соображениям имеет право временно остаться в Германии.
Особенно рьяно против такой меры выступает оппозиция в бундестаге. Председатель парламентской фракции партии «Союз 90"/"Зеленые» Катрин Гёринг-Эккардт назвала «абсурдом» тот факт, что с этой идеей выступили две партии, «носящие в своем названии слово „христианский“ и всегда так дорожившие ценностью семьи».
Гёринг-Эккардт только что была на греческом острове Лесбос, сама помогала беженцам выбраться на берег из утлых лодок, на которых они с риском для жизни переправляются сюда из Турции. Запрет на воссоединение семей, указывает она, приведет к тому, что в опасное путешествие станет отправляться еще больше людей с детьми, а это в свою очередь еще больше повысит для них риск утонуть в Средиземном море.
Следующий раунд переговоров между лидерами правящих в Германии партий намечен на ближайший четверг, 5 ноября. Местные власти торопят центральное правительство. «У нас больше нет времени, — заявил управляющий делами объединения немецких городов Герд Ландсберг. — Когда каждый день прибывает по 10 тысяч человек, власти городов и коммун оказываются на пределе своих возможностей».