Почему Россия считает контрпродуктивным трибунал по катастрофе Boeing в Украине

Источник материала:  
16.07.2015 08:58 — Новости Мира
14 июля в Совете Безопасности ООН на уровне экспертов началось обсуждение проекта резолюции о создании международного трибунала по крушению в Украине самолета "Малайзийских авиалиний". К чему призывают авторы резолюции и почему в России не поддерживают инициативу о создании трибунала – в материале ТАСС.


Фото: Reuters

История вопроса

9 июля Малайзия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, призывающий к созданию международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение в Украине Boeing "Малайзийских авиалиний" (авиакатастрофа произошла в июле 2014 года).
 
Авторы резолюции заявляют, что создание трибунала станет "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности". В документе указывается, что все страны - члены ООН должны в полной мере сотрудничать с трибуналом. При этом трибунал предполагается создать по модели существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за серьезные преступления (в частности, международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии). Саму катастрофу авторы документа предлагают квалифицировать как "угрозу международному миру и безопасности".
 
Власти Малайзии заявили, что создание международного трибунала – это "правильный путь, который полностью поддерживают Австралия, Бельгия, Нидерланды и Украина".
 
В Совете Безопасности ООН уже началось обсуждение проекта резолюции на уровне экспертов. В МИД РФ при этом призывают дождаться завершения расследования причин катастрофы.
 

 

"Предлог использовать трагедию"

Создание международного трибунала по катастрофе малайзийского самолета не является адекватным механизмом привлечения к ответственности виновных в трагедии, заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.
 
В МИД РФ обратили внимание, что до настоящего времени "не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах, направленных против гражданской авиации".
 
"Поспешность в продвижении резолюции и ее расширенный охват дают повод думать, что отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 (этим рейсом следовал потерпевший крушение самолет. - Прим. ред.) для оказания давления на Россию", - подчеркивается в комментарии Министерства иностранных дел.
 
"Имеющиеся примеры международных трибуналов - МТБЮ (по бывшей Югославии) и МТР (по Руанде), к сожалению, убеждают в обоснованности такого скептицизма - их деятельность неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной. Эти судебные органы существуют уже более двадцати лет, но так и не завершили свою деятельность приемлемыми результатами", - заявляют в МИД.
 

Россия заинтересована в тщательном расследовании

Россия заинтересована в тщательном и объективном международном расследовании крушения малайзийского Boeing, подчеркивается в комментарии внешнеполитического ведомства.
 
В МИД РФ отметили, что российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию катастрофы, при этом "российские специалисты, обладающие как значительным опытом в расследовании авиакатастроф, так и экспертными знаниями в области авиастроения и ракетостроения, а также имеющие существенные технические возможности по проведению необходимых экспертиз, могли бы оказать серьезное содействие в расследовании этой трагедии".
 
"Сейчас необходимо дождаться окончания расследования, а не принимать каких-то скоропалительных резолюций о создании трибунала. Эта тема очень чувствительная и серьезная, поэтому она требует тщательной проработки и доведения до конца расследования ситуации с катастрофой малайзийского Boeing", - пояснил Геннадий Гатилов, заместитель главы МИД РФ.
 
Представители МИД РФ неоднократно подчеркивали, что не удовлетворены ходом расследования катастрофы.
 

"Задача определить виновных в инциденте только пострадает"

Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что не видит у проекта резолюции и статута предлагаемого трибунала "никакой перспективы". По оценке дипломата, эти документы "надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство".
 
Статут трибунала "сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с Boeing, но и вообще чем угодно", пояснил Чуркин. "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает", - считает постпред России при ООН.
 
В принятой сразу же после авиакатастрофы резолюции СБ ООН 2166 "содержится требование "привлечь к ответственности лиц, виновных в этом инциденте", однако "решать задачу надо прагматично и эффективно с учетом имеющегося положительного и негативного опыта", отметил также Чуркин и подчеркнул, что "нагромождение структур лишь помешает делу".
 

Анализ аргументов

Постпред обратил внимание, что подобные инциденты с самолетами случались и ранее, но никаких международных трибуналов не создавалось. "Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое дело Локерби 1988 года), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме", - отметил дипломат.
 
Чуркин также сообщил, что в качестве аргумента авторы проекта резолюции ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде. "Но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократизированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий", - заявил Чуркин.
 
Дипломат не согласился с предложением подвести крушение Boeing-777 под определение "угроза международному миру и безопасности" и сослаться на главу VII Устава ООН, позволяющую вводить санкции.

"Как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 и вводить его "задним числом" некорректно", - заключил дипломат.
 

 

Международный трибунал. "Протащить под сурдинку"

"Мы свою позицию с самого начала обозначили вполне развернуто, честно и открыто. Во-первых, есть резолюция СБ ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных, - обратил внимание уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. - На протяжении длительного времени Россия призывала западных коллег, в том числе постоянных членов СБ ООН, не забывать об этой резолюции, выполнять ее, проводить более эффективно и динамично расследование, которое до сих пор не завершено".

Долгов отметил, что сейчас нет оснований говорить о близком завершении расследования и до настоящего времени обнародовались только его предварительные итоги, "вызывающие у российских экспертов вполне оправданные, очень серьезные вопросы, которые мы транслировали и Нидерландам, и Малайзии, другим заинтересованным странам".
 
"На эти вопросы нет ответов. Никто не согласовывал с нами проект резолюции, идею вбросили достаточно быстро, чтобы принять за считанные дни. Так не делается, - сказал Долгов. - То есть забыли об одной резолюции, фактически не отвечали на наши призывы работать над резолюцией 2166, а теперь хотят "протащить под сурдинку" очень далеко идущий документ, который в случае принятия мог быть подвергнут самым широким трактованиям и толкованиям".

Россия подтверждает приверженность выполнению всеми сторонами принятой по инициативе РФ резолюции 2166 СБ ООН, предусматривающей необходимость проведения всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы, а также обеспечения на его основе неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении этого преступления.
 

Катастрофа и ход расследования

Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии" (Malaysia Airlines) выполнял рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). Лайнер разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. В результате авиакатастрофы погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.
 
21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование крушения самолета.
 
Расследование проводится по стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Украина, в качестве страны, в которой произошел инцидент, передала полномочия по координации следственных действий Совету по безопасности Нидерландов. В рамках выполнения своих обязанностей совет создал международную группу экспертов, в которую вошли представители Австралии, Великобритании, Малайзии, Нидерландов, России, США и Украины.
 
9 сентября 2014 года был опубликован предварительный доклад о причинах крушения Boeing. В документе подчеркивалось, в частности, что причиной катастрофы стало "попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе". Более точных причин не указывалось.
 
1 июля этого года стало известно, что Нидерланды завершили работу над черновой версией окончательного доклада и передали ее аккредитованным представителям стран-участниц расследования. Ожидается, что документ опубликуют в первой половине октября.
←Пентагон оправдал испытания новой ядерной бомбы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика