Польша требует вернуть обломки самолета Качиньского
25.02.2015 07:01
—
Новости Мира
"Это уже не первое такое обращение. Ранее польской стороне давались разъяснения относительно того, что обломки являются вещественным доказательством в рамках расследования по факту крушения самолета президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года и могут быть возвращены польской стороне только после завершения осуществляемых в России процессуальных действий", - заявила ТАСС пресс-секретарь посольства России в Польше Валерия Пержинская.
Как утверждает замглавы МИД Польши Конрад Павлик, он передал просьбу о возвращении обломков первому заместителю министра иностранных дел России Владимиру Титову еще в понедельник.
"Мы отдаем себе отчет в том, что обломки принадлежат Польше, и они должны быть возвращены в Польшу. Мы отдаем себе отчет в том, что международное право в этом случае дает однозначный ответ", - подчеркнул в беседе с польским телеканалом TVN24 представитель польского МИД Марчин Войцеховский, огорчившись отсутствию перемен в российской позиции.
Москва говорит о проведении дополнительных экспертиз с обломками уже не первый год.
В декабре 2013 года министр иностранных дел России Сергей Лавров обещал вернуть их, "как только закончится следствие", указав при этом на апрель 2014 года.
Какой памятник ставить?
При этом в марте стороны намерены решить вопрос с памятником на месте авиакатастрофы под Смоленском.Конкурс на монумент в Польше объявили в 2011 году. Согласно описанию победившего проекта, в него входит красная гранитная прерывистая стена высотой 2,2 метра с именами погибших.
В октябре 2014 года российский министр культуры Владимир Мединский отметил, что польский проект в 2,5 раза крупнее, чем позволяет место, отведенное для мемориала.
В МИД Польши выразили готовность обсудить эту проблему с Москвой.
Самолет Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек, в том числе президент страны Лех Качиньский, его супруга и представители высшего руководства Польши, направлявшиеся на памятные мероприятия в Катынь.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Впоследствии МАК опубликовал отчет, в котором приписал главнокомандующему ВВС Польши генералу Анджею Бласику "давление на экипаж", однако польская прокуратура не согласилась с этим выводом комиссии.
Отдельные польские политики неоднократно высказывали сомнения в правдивости версии российской стороны о причинах крушения и заявляли, что катастрофа могла быть умышленной, однако эта информация официально опровергалась властями России и Польши.