Премьера в Михайловском. «Царь Борис» по первой редакции Мусоргского
Санкт-Петербург, 4 января. В Михайловском театре Санкт-Петербурга состоится премьера спектакля «Царь Борис» на музыку Мусоргского. В проекте заняты музыканты лондонского «Оркестра эпохи Просвещения». Впервые в постановке зазвучат оригинальные инструменты XIX века. Корреспондент «МИР 24» Лена Петревска побывала на репетиции.
При разборе партитуры пристальное внимание уделялось каждой ноте, каждому слову. У «Бориса Годунова» было пять редакций. В Михайловском ставят самую первую, 1869 года.
Репетиции часто проходят в одной из гримерных театра. Здесь инструмент, настроенный в тональности XIX века. Тогда оркестр играл на тон ниже.
Воссоздать музыку Модеста Мусоргского помогают старинные инструменты. Для этого в Петербург пригласили лондонский «Оркестр эпохи Просвещения». Маргарет Фолтлес показывает скрипку 1677 года, сделанную итальянскими мастерами.
«Для музыки XIX века это идеальный инструмент. Лучшее звучание для произведений Мусоргского. Вы видите струны. Это не металл, как делают на современных скрипках. Это, так называемы кишечные струны, обмотанные тончайшим серебряным волосом», - говорит Фолтлес.
Такой инструмент перевозят и хранят в специальном кейсе.
Постановку Михайловского театра «Царь Борис» оперой не называют. Даже в программке написано «музыкально-литературная композиция». Помимо музыки Модеста Петровича Мусоргского в ней будет звучать текст Николая Михайловича Карамзина.
На сцене никакой помпезности, а из декораций стоит только трон. Хор - это народ, молящий Бориса взойти на царство. Актер Сергей Лейферкус в Михайловском театре служит с 1972 года. Роль Бориса Годунова исполняет впервые.
Поставить первую версию «Бориса Годунова» Модесту Мусоргскому не позволили, с формулировкой «из-за отсутствия выигрышного женского образа». Сегодняшняя постановка это музыкальный артефакт, вызывающий неподдельный интерес как у музыкантов, так и у слушателей.
Широкая известность к «Борису Годунову» пришла в конце XIX века, когда после смерти Мусоргского - Римский-Корсаков создал новую оркестровую редакцию. Ее представили на «Русских сезонах» в Париже в 1908 году, где заглавную партию исполнил Фёдор Шаляпин.