Громкие кинопровалы года
Москва, 29 декабря. В преддверии Нового года работники киноиндустрии подводят итоги. Едва ли не самым успешным в истории отечественного кинематографа стал 2013-й. Исторический коммерческий успех «Сталинграда» Федора Бондарчука, мощнейшие «Метро» Антона Мегердичева и «Легенда номер 17» Николая Лебедева, рекордное «Горько» Жоры Крыжовникова. Благодаря зрительскому интересу деньги текли в карманы продюсеров рекой.
В январе 2014-го казалось, что подобная тенденция может сохраниться, ведь не существовало предпосылок к обратному, а потом все изменилось. Внешнеполитические и экономические катаклизмы если не приговорили российское кино, то уж точно оставили на его теле глубокую рану. А потому цифры, которые публикуют различные ресурсы, специализирующиеся на анализе кинорынка, выглядят жалко. Корреспонденты «МИР 24» вспомнили самые значимые отечественные ленты, при упоминании которых оценка художественной ценности шла бок о бок с разговорами о коммерческом провале.
Как известно, коммерческий успех никоим образом не отражает качественный уровень фильма. Это, пожалуй, единственный контекст, в котором могут упоминаться рядом такие фильмы, как «Солнечный удар» и «Веселые ребята», или «Трудно быть богом» и «Кавказская пленница».
Пожалуй, самым громким провалом можно назвать произведение Никиты Михалкова «Солнечный удар». Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Самый главный российский режиссер не привык снимать что-то дешево и камерно. Личность самого мастера, окутанная флером одиозности и чрезмерной значимости, у многих вызывает отторжение, а потому то, что он делает, отходит на второй план. Хотя экранизация двух рассказов Ивана Бунина - одно из сильнейших кинополотен последних лет. Тем печальнее устрашающая разница между затратами на производство и выручкой. Свыше 20 миллионов против всего-навсего миллиона 700 тысяч долларов.
Но в процентном соотношении даже не «Солнечный удар» стал антирекордсменом года. Приключенческая фантастика Юрия Мороза «Форт Росс» возглавил этот печальный список. Маститый режиссер потратил 10 миллионов долларов на экранизацию истории о русской земле в Америке, а зрители отблагодарили его за это лишь 150 тысячами долларов. Учитывая то, что половина этой жалкой суммы ушла прокатчикам, остается лишь 75 тысяч. Продюсеры вернули менее одного процента от затрат. Это не провал - это катастрофа. Также зрители проигнорировали такие пародии на кино, как римейки советской классики «Веселые ребята» и «Кавказская пленница». Именно пародии на кино, потому как обижать такой замечательный жанр, как кинопародия, нет никакого желания. Ни одно, ни второе кинонедоразумение не дотянуло за две недели проката до отметки в 200 тысяч долларов.
В 2014 году самой не любимой зрителями актрисой стала Светлана Ходченкова. Сразу две картины с ее участием провалились. Историческая «Василиса», только что сошедшая с киноэкранов, вернула продюсерам 5% затрат. А летом незамеченной оказалась комедия «Авантюристы», где компанию Ходченковой составил Константин Хабенский.
Продолжая актерскую тему - существует мнение, что сейчас только один человек может своим именем делать кассу любому фильму. Это Данила Козловский. Но иногда и он оказывается бессилен. Экранизация пушкинского «Дубровского» собрала лишь 25% от затрат. Но заканчивать год на минорной ноте как-то не хочется. Не все в этом году у российского кино было так печально. Были и положительные моменты, когда у продюсеров получалось не просто отбить вложения на производство, но и выйти в плюс. И касалось это, прежде всего, комедий.
Во главе списка «Кухня в Париже». Сборы достигли отметки в 14 миллионов при бюджете картины в 2,5 миллиона. Это лучший показатель 2014 года. Почти такую же динамику показало продолжение хита Жоры Крыжовникова «Горько 2». Сергей Светлаков и компания повеселились на съемках на два с половиной миллиона долларов, а в кинотеатрах лента собрала 13 с половиной миллионов. Очень приличный результат, но с первым «Горько» не сравнить.