Шопинг на грани истерики: зачем россиянам столько телевизоров?

Москва, 23 декабря. Россияне штурмовали магазины, скупая машины, бытовую технику и мебель. Желающих приобрести товары по старым ценам оказалось столько, что не все торговые сети выдержали наплыва покупателей.
Покупательская лихорадка в кризисной ситуации случается не только в России. Мировая практика знает достаточно примеров сметания с магазинных полок товаров далеко не первой необходимости.
Почему в сложной экономической ситуации человек начинает покупать все подряд? Об этом и не только ведущий телеканала «МИР 24» поговорил с социальным психологом Алексеем Рощиным.
Продавцы в самых разных магазинах отметили ажиотажный рост спроса на товары. Чем объясняется подобное состояние людей во время кризисов?
А.Р.: Поведение наших людей в такой ситуации выглядит несколько неадекватным, но винить их в этом не приходится. В определенном смысле наши сограждане пали жертвой многолетней ведущейся пропагандой того, что в России стабильность, в России все хорошо, Россия постоянно растет, и проблем никаких нет и так далее.
Поэтому для многих случившаяся турбулентность на рынке стала неожиданной, неким шоком – люди резко почувствовали неуверенность. Ведь самые основы существования, в частности, это, конечно же, курс валюты (ведь деньги это то, с чем человек имеет дело каждый день), и это все начинает рушиться. И почему это происходит, непонятно. И люди стали принимать какие-то меры, и разряда «Спасайся, кто может!».
Вот это стремление закупиться откуда оно появляется у человека? Это генетическая память?
А.Р: Если оценивать с точки зрения психологии, основная идея состоит в том, чтобы создать некий защитный слой между собой и миром, который вдруг показался враждебным. Некоторые люди – и это такой самый примитивный способ реагирования – начинают очень много есть. То есть, реакция на стресс – это его «заедание». Ученые это объясняют тем, что человек, как бы, создает слой жира, создает себе еще вторую кожу.
Более продвинутый, но тоже, на самом деле, невротический механизм реакции – это создание «второй кожи вещей». То есть, если люди чувствуют, что корабль зашатался, то лучше сделать некую прослойку между собой и миром...
Полную версию интервью с социальным психологом Алексеем Рощиным смотрите в видеоролике в начале этой страницы.