Додин показал «Вишневый сад» на расстоянии вытянутой руки
Москва, 22 декабря. Три месяца фестиваль «Сезоны Станиславского» привозил в Москву самые необычные спектакли. В афише были японские, бельгийские, итальянские и лучшие российские постановки. Под занавес фестиваля в столицу на три дня приехал нашумевший «Вишневый сад» петербургского мастера Льва Додина. О спектакле начали говорить не только из-за звездного состава. Ведь художественный руководитель Малого драмтеатра - Театра Европы задействовал и Данилу Козловского, и Елизавету Боярскую, и Ксению Раппопорт. Главное, что поразило критиков - нетрадиционный подход к материалу, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Ксения Ильиных.
«Вишневый сад» Льва Додина начинается прямо из фойе МХТ имени Чехова. Уже это небольшая сцена. И здесь кардинальные переделки: традиционные зеленые мхатовские двери сняты с петель, а вместо них милое «ретро». Кажется, режиссер не пожалел ни священное для всех театралов место, ни самого Чехова.
Сцена почти полностью закрыта занавесом - она в этом спектакле артистам не понадобится. Скупые декорации: бильярдный стол, старинный проектор, диван спущены в зал. Зрительские кресла затянуты тканью. Некоторые места в партере тоже в полном распоряжении актеров. Идею театра «на расстоянии вытянутой руки» Лев Додин воплотил в жизнь вместе с художником Александром Боровским. Сразу после премьеры «Вишневого сада» в Петербурге театралы такой радикальный подход высмеяли: мол, художник так долго работал ночами, что перепутал зал со сценой. Впрочем, Льву Додину и без сценографии есть чем удивить своего зрителя. Текстом Чехова режиссер где-то пожертвовал, где-то просто... слегка его изменил.
«Зритель на то и зритель, чтобы не знать, что может еще увидеть. Это диалог с Чеховым, со временем, с самим собой, потому что в нас живут все ипостаси, и с артистами, которые являются мои соавторами, замечательными и очень интересными личностями», - рассуждает режиссер, народный артист России Лев Додин.
Список интересных людей внушительный. В роли хозяйки усадьбы Раневской Ксения Раппопорт. Невероятно тонкая, изящная она играет уходящую натуру. Раневская и Гаев интеллигенты, которым нет места ни в их неуютном заброшенном доме, затянутом тканью, ни в том самом вишневом саду. Впрочем, от него уже ничего не осталось, кроме кадров старой кинохроники.
«Это не история личных взаимоотношений конкретных людей. Не их личная история, личная трагедия, любовь, предательство, смерть. Это волна истории, которая набегает на песок, а они все песчинки. Кого-то уносит в море, кто-то остается. Но все они во власти течения времени и истории», - поясняет заслуженная артистка России Ксения Раппопорт.
Даже предприимчивому Лопахину не жить в вишневом саду, он, как и все, обречен на вымирание, считает Данила Козловский. Его нельзя сравнивать ни с «новыми русскими» 1990-х, ни с современными топ-менеджерами. Эту роль для себя актер скромно называет «большим авансом». Критики в голос возражают: это его спектакль. Яркий, глубокий, многослойный и неоднозначный Лопахин Козловского заставляет задуматься и даже разрушает стереотипы. Кажется, режиссеры давно решили, что у Чехова разбогатевший Лопахин, чей отец был крепостным, влюблен во владелицу имения Раневскую. А ее дочь, скромная и хозяйственная Варя его не интересует. Так пьесу и играют. А зря, считает Козловский.
«Где там это написано? Покажите мне! Откройте пьесу, покажите мне, что он любит Раневскую. Он любит Варю. И Варя любит Лопахина. Об этом написано почти на каждой странице, где в сцене есть Лопахин и Варя. Другое дело, что они не могут быть вместе по причине того, что не может Лопахин потом просыпаться и каждое утро видеть глаза Вари, эти глаза семьи Раневских, этого мира, от которого он всячески пытается убежать и который пытается уничтожить», - говорит актер Данила Козловский.
«Слишком слепа любовь ее по отношению к Лопахину, что, даже видя в нем человека, которого невероятно жалко и который оказывается самым несчастным в этой истории, вопреки всему, она, по сути, приносит себя в жертву. И по сути дела делает это осознано», - отмечает актриса Елизавета Боярская.
Парадоксальное сочетание: герои, которых больше нет, существуют в реальности, очень похожей на нашу. «Вишневый сад» актуален сегодня как никогда, считает режиссер Лев Додин. Не зря же он вернулся к самой чеховской из всех чеховских пьес спустя 20 лет. В БДТ он ее уже ставил в 1990-е. Но тогда и время было другое, и спектакль вышел о той реальности. Этот «Вишневый сад» совсем другая история. О нас сегодняшних. Потому актеры так до неловкости близки к зрителям, чтобы показать, что Чехов рядом.