Валютная ипотека как ловушка для россиян
Москва, 21 декабря. «Черный декабрь» - главным ориентиром для российской экономики по-прежнему остается нефть. Цена на «черное золото» начала снижаться еще летом: в середине июня она составляла $114 за баррель, а за американскую валюту тогда давали 34,56 рубля. К середине декабря нефть подешевела до $60 за баррель, а доллар уже стоит 61 рубль. Слово «кризис» - не в почете, ведь официально его нет, но признаки на лицо. С биржевых сводок начинаются главные выпуски новостей, а валютные кривые напоминают кардиограмму.
В этой ситуации самым слабым звеном оказались держатели валютной ипотеки. Некоторых россиян сгубила жадность - их прельстил низкий процент по кредиту, поскольку рублевые ставки всегда были выше. А теперь свою жизнь они сверяют с курсом доллара, хотя еще летом, когда рубль только начал слабеть, они могли договориться и перевести заем в национальную валюту. Теперь они выходят на улицу и просят государство помочь.
Тех, кто взял ипотеку в России, около 100 тысяч человек. Кто-то, затянув пояс, продолжает платить по нынешнему курсу, однако многим это уже не под силу. Теперь вместо денег заемщики несут в банк, по сути, уведомления о своем банкротстве. Люди просят только одного: рефинансировать кредит в рубли по курсу либо на день заключения договора, либо на 1 января 2014 года.
Если банки не пойдут на уступки, то тысячи людей окажутся на улице. Заемщики заявляют, что никаких конструктивных решений со стороны банка нет, поэтому вся надежда - на правительство. На государственном уровне проблему девальвации рубля решает, прежде всего, Центробанк. Председатель Эльвира Набиуллина в последние недели публичные заявления делает нечасто, поэтому каждое - новая надежда. Может быть, власти что-то придумали и теперь все вернется на круги своя?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Помощь валютным ипотечникам: власти выделят триллион рублей
«Мы обязательно должны думать об экономике, о наших гражданах. Мы недавно ввели плавающий курс национальной валюты, он позволит смягчить действие негативных внешних факторов», - сообщила Набиуллина. О держателях валютной ипотеки председателю ЦБ сказать пока нечего. Словесные интервенции главных людей страны, которые имели краткосрочный эффект в ноябре, в декабре уже не помогают. Валюты дорожают каждый день на полтора-два рубля.
Тем временем заемщики продолжают митинговать. Проводить свободное время на митингах и пикетах - у многих держателей валютной ипотеки другого выхода не осталось. Людей с такими плакатами сейчас можно видеть у зданий Центробанка, Госдумы и у других госучреждений. Но пока власти их не слышат. В Госдуме сейчас больше думают над тем, как помочь банкам, депутаты решают, выделять ли им деньги из Фонда национального благосостояния или нет. В Справедливой России предлагают поправку: поддерживать банк только в том случае, если он пойдет на помощь держателям валютной ипотеки и рефинансирует кредит по старому курсу рубля.
По словам эксперта Алексея Марея, если сегодня банк принимает решение о таком рефинансировании, то это значит, что всю разницу в курсах банк фактически запишет себе в убыток, а это, в том числе, деньги вкладчиков, которые в этом банке лежат. «Банки же не заставляли силой клиента ипотечные кредиты брать, а затем под дулом пистолета подписывать договоры», - отмечает эксперт.
Страховщики отказываются страховать валютные риски, поскольку они слишком непредсказуемы. «Вы сами видели те гонки курсов валют, которые мы наблюдали последние два дня, и вы прекрасно понимаете, что это невозможно просчитать», - отметил замглавы управления розничного страхования Никита Ситников.
Как обещают власти, курс рубля в ближайшее время стабилизируется, а в следующем году устремится вверх. Экономика адаптируется к новым условиям, рубль вырастет, а ставки по кредитам - снизятся. Ипотека вновь перестанет ассоциироваться с тяжелой болезнью.