«Гараж» представил ретроспективу российского перформанса

Источник материала:  
27.10.2014 21:12 — Новости Мира

Москва, 27 октября. В музее «Гараж» занимаются сохранением искусства для потомков - кропотливо собирают архив российского аукционизма. Уже накопились фотографии, видеозаписи и другие документальные подтверждения самых знаменитых российских перформансов - от авангардистов до арт-группы «Война». Скандальные выходки художников за последние 100 лет изучила корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Шарова.

У российского перформанса свое выразительное лицо было еще до революции. Авангардистка Наталья Гончарова в сентябре 1913 года в компании мужа и поэтов Давида Бурлюка и Владимира Маяковского нанесла «футуристический грим» и отправилась на прогулку. Молодые люди заходили в кафе, катались в автомобиле. Прохожие были в шоке. Дальше - интереснее. Была создана декорация к спектаклю «Великодушный рогоносец» Всеволода Мейерхольда. Такого себе в 1922 году никто и представить не мог: какая-то нелепая деревянная конструкция прямо на сцене крутится-вертится, а актеры в самых простых платьях, точь-в-точь как у зрителей. Публика негодовала.

«Ничего не меняется и не становится жестче! Вообще основной вопрос у зрителей: является ли перформанс искусством? То, что он существует 100 лет - уже ответ на этот вопрос. Мы можем взглянуть на манифест авангардистов и то, что они сделали с классически театром. На их фоне современные скандалы с «Гоголь-центром» - это просто мелочи», - говорит директор музея современной культуры «Гараж» Антон Белов.

В «Гараже» на вопрос: что такое перформанс, отвечают - искусство! Эту выставку готовили без малого пять лет - с 2010 года. По частям собирали архивные документы, фотографии. Ради экспозиции построили этакий музей в музее: пространство временного павильона разделили на несколько этажей. Если двигаться с первого на второй, потом опять на первый, можно убедиться, что история страны и искусство неразделимы. В зале с перформансами 1970-х видно, что художники еще помнят оттепель 1960-х и позволяют себе все больше.

Например, интерактивная инсталляция художницы Римы Герловиной 1976 года представляет собой специальные клеточки, в которых расположены кубики с именами известных людей. Зритель по своему усмотрению может их перемещать из ада и чистилища в рай. Можно взять Лермонтова и поставить его в рай. Гитлера отправить в ад. Переместить из чистилища в рай Пикассо. Так что на несколько минут любой зритель может почувствовать себя вершителем истории, пусть и загробной.

В 1980-е андеграунд начал отзываться на работы художников из-за «железного занавеса». Куратор выставки Саша Обухова показывает воссозданный интерьер комнаты, где устраивала квартирники арт-группа «Коллективные действия». На видео - перформанс, посвященный композитору Джону Кейджу. Художники переосмыслили его произведение «4,33». Но если американец просто сидел 4 минуты за роялем молча, «Коллективные действия» попросили зрителей 4 часа 33 минуты просидеть с ними в одной комнате.

«Были отзывы самого разного свойства, один участник написал, что скоро сойдет с ума, другой думал, что было бы неплохо выпить чаю, а третий о чем-то совершенно постороннем», - рассказывает куратор выставки Саша Обухова.

В 1990-е художники «ждут перемен» и смело говорят на политические темы. Виталий Комар и Александр Меламид выводят на Красную площадь шимпанзе Микки с фотоаппаратом, Олег Кулик примеряет на себя образ «Цербера» и бросается на зрителей во время перформанса. В начале 2000-х – все немного попроще, художники развлекаются, обматываясь скотчем, но уже через пару лет снова говорят о политике.

«Лена Ковылина, которая является одной из самых радикальных художниц нового времени, пригласила в XL галерею всех желающих вступить с ней в бой. Результаты акции оказались непредвиденными, потому что нашлись такие люди, которые серьезно изувечили художницу», - рассказывает куратор выставки Юлия Аксенова.

В последнем зале выставляется группировка «ЗИП» из Краснодара со своей будкой для одиночных пикетов, знаменитая «Монстрация» из Новосибирска, арт-группа «Война». Какое время - такое и искусство. Подробнее узнать об истории перформанса может любой посетитель «Гаража». В рамках выставки кураторы будут читать лекции, а уже в декабре планируют открыть бесплатную «Библиотеку» с архивом.

←Улюкаев: Порог беспошлинной интернет-торговли установят на уровне €500

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика