Ребрендингом московского метро заинтересовались в Госдуме

Источник материала:  
21.09.2014 21:07 — Новости Мира

Москва, 21 сентября. Власти активно занялись обновлением культурного наследия Москвы. Речь идет о столичной подземке. Сейчас проводится ее ребрендинг, на который выделено более 200 миллионов рублей. Один из первых результатов - новый логотип метрополитена, появление которого вызвало скандал. И дело вовсе не в том, что символ главного российского метро изменился до неузнаваемости. Наоборот, он остался практически неизменным. На что же ушли деньги и какие еще бренды оказывались весьма скандальными, выяснял корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

Красная буква «М» - это почти как серп и молот. Как ни крути, а ни с чем другим московское метро, пожалуй, не ассоциируется. За без малого 80 лет эта буква то расставляла ноги, то, наоборот, сужалась, то помещалась в овальные фигуры, по форме напоминающие тоннель.

И вот она снова просто литера, почти такая же, как в 1935 году, при открытии первой советской подземки. Авторы нового старого лого - коллектив студии Артемия Лебедева.

«Да за 232 миллиона я сам пойду завтра работать - буду логотипы рисовать. Одну букву перерисовал, скобочку убрал - вот, получил», - говорит депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Михаил Сердюк.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Сердюк против дизайнера Лебедева ничего не имеет. Вопрос к заказчикам. Тратить миллионы на новый бренд, который визуально почти не изменился, это слишком, решил он и подал запрос в Генеральную прокуратуру. 232 миллиона рублей московские власти выделили на улучшение имиджа столичного транспорта. И львиная доля, очевидно, потрачена на ребрендинг метро.

«Остановите 100 пассажиров метро и спросите: увидели они разницу или нет. Если один человек осведомленный заметит, то это максимум», - говорит Михаил Сердюк.

Работа Артемия Лебедева некоторых так сильно раздосадовала, что на днях самые возмущенные вывесили на фасаде московской мэрии саркастический коллаж.

«Это успех» - написал Лебедев на своей странице в ЖЖ. Известный нелюбитель журналистов, интервью он не дает. В самой мэрии за дизайнера вступились и анонимно заявили, что бренд метрополитена обошелся всего лишь в один рубль. Правда, подробных комментариев от столичного департамента транспорта получить не удалось.

И все-таки работа над новым брендом проведена была. Дизайнеры закрепили точные параметры красной буквы «М». Две ее центральные линии отныне пересекаются под углом 60 градусов. Боковые примыкают к центральным под углом 50 градусов, а к засечкам - под углом 70 градусов. Получается, что, по новым правилам, логотип нельзя ни сузить, ни растянуть, ни сделать шрифт толще или тоньше. Есть у эмблемы и более торжественная версия - с подсветкой.

«Здесь перед ними стояла задача именно почистить его, сделать более аккуратным. То ест люди этого и не замечают: логотип и логотип. Как было М, так и осталось М. По ощущениям он более приятнее, чище и как-то массивнее стал», - отмечает арт-директор студии Hello computer Сергей Приходько.

Бывший подчиненный Артемия Лебедева Сергей Приходько новую эмблему метро шедевром не считает, но уверен в том, что создавали ее явно не за полчаса. Производство бренда сродни написанию диссертации. Вот как выглядит эта работа в крупном московском брендинговом агентстве.

«Мы должны ответить себе на бесконечное множество вопросов: зачем это нужно? Кому это нужно? Как это повлияет на тех, для кого мы это делаем? Что хочет потребитель московского метро? Что хочет руководство города от московского метро?» - поясняет генеральный директор брендингового агентства Depot Алексей Андреев.

А вот что бывает, когда за разработку бренда берутся непрофессионалы. Обзор неудачных логотипов - любимое развлечение блогеров. В интернете регулярно появляются подборки самых нашумевших товарных знаков. И порой, действительно, возникает ощущение, что дизайнер нелепо пошутил. Например, логотип Института изучения востока. Студенты этого научного центра при одном из бразильских университетов явно не поняли задумку автора, который на самом деле изобразил пагоду на фоне восходящего солнца.

Реклама одной из зубных клиник изображает процесс лечения зубов. Но, глядя на рисунок, невольно задумываешься совсем о другом. Нет, это не женский торс, а всего лишь танцующая пара. Вывеска рекламирует юношескую школу танца. Скорее всего, у художника и в мыслях не было никакого эпатажа, но уж что получилось, то получилось. А вот что изображено на логотипе Кыргызской гильдии поваров, блогеры разгадать так и не смогли. Не то якорь, не то маяк, не то....

«Разработка бренда в формате российского пространства, да и за рубежом тоже стоит на уровне стратегии от миллиона до двух миллионов рублей. Это этап креативный, и он тоже, как правило, имеет приблизительный фикс-прайс. Это порядка миллиона рублей», - сообщил Алексей Андреев.

Июнь этого года. Подмосковье. На полигоне Алабино торжественно представили новую эмблему российской армии. И буквально сразу же случился конфуз: блогеры вывесили логотип американской торговой сети. Явное отличие, пожалуй, только одно: трехцветная лента, на которой висит пятиконечная звезда.

«Я не думаю, что здесь имел место плагиат. В том, что у американского супермаркета может быть похожий логотип, нет ничего особенного. Но авторы просто взяли цвета российского флага и запихнули в пятиконечную звезду. Неумный шаг», - говорит военный историк Константин Сивков.

Несмотря на критику, порой переходящую в сарказм, и на то, что цвета российского триколора нанесены в неправильной последовательности, Минобороны новую эмблему утвердило. Видимо, не стали обижать молодых дизайнеров из подведомственного бюро.

«За эти 20 прошедших лет нового российского капитализма я не могу сказать, что был выработан какой-то логотип, который нам бы всем запал в душу и мы бы знали, что это что-то такое свое, узнаваемое, характерное, неповторимое», - отмечает искусствовед Андрей Ерофеев.

Ноябрь 2009-го. В России представлен основной логотип сочинской Олимпиады. Шквал критики обрушился на авторов в тот же день. Многие не оценили главную дизайнерскую задумку - частичное зеркальное отражение названия «Сочи» и числа 2014. А где привычный для олимпийской эмблемы рисунок? Только буквы и кольца поначалу казались слишком скромными составляющими логотипа. Правда, потом критика поулеглась.

Еще больше досталось авторам эмблемы Лондонских игр 2012 года. Вскоре после его презентации посыпались жалобы на то, что логотип вызывает приступы эпилепсии. В ярких ломаных цифрах, составляющих число 2012, кто-то даже разглядел оккультный символизм. Так что красная буква «М», доведенная до совершенства, не такой уж плохой вариант.

«Не понимаю, зачем ее надо было исправлять, от этого она не стала лучше. Лебедев решил чуть-чуть утолщить ее основание. Я к этому отношусь просто как к вещи из детства: как, например, клюква в сахаре. Чудовищная вещь, но мы с детства ее любили», - говорит Андрей Ерофеев.

«Бренды, которые направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, симпатичнее, должны, по сути, каждый день показывать: вот видишь, жизнь меняется, а все мы знаем, что жизнь не стоит на месте, и мы, бренды, меняемся вместе с жизнью, чтобы тебе, потребителю, было хорошо», - отмечает Алексей Андреев.

Ребрендинг московского метро включает в себя не только новый логотип, но и графическое оформление пространств. Одно из последних новшеств - напольная навигация: нанесенные на платформы крупные названия станций, цвета линий и их номера. Это тоже детище Лебедева и его коллег. Теперь бы и другие указатели привести к единому стилю - вот вам и новый имидж первого в стране метро.

←В аварии с маршруткой на Ставрополье погибли два человека

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика