День российского кино: топ-10 любимых фильмов

Москва, 27 августа. В России - День национального кино. 27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник. В редакции телеканала «МИР 24» провели небольшой социологический опрос, в рамках которого были определены десять любимых фильмов российских режиссеров, передает корреспондент телеканала Глеб Стерхов.
1919 год. После кровавого октябрьского переворота прошло два года. В стране уже есть немного хлеба. Дело за зрелищами. И председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин подписывает декрет - один из немногих, за который его никто и никогда не будет ругать. В этот день родилось отечественное кино.
Киностудия имени Горького, Армен-, Туркмен-, Узбек-, Казах-, Киевнауч- и Мосфильм, Азербайджанская, Литовская Одесская и Ялтинская киностудии - они десятками вырастали как грибы по всему Союзу. И кино стало «важнейшим из искусств» уже без Ленинских кавычек. Дорогущую пленку молодым авторам отпускали километрами. На гениев целлюлозы не жалели.
«Броненосец Потемкин» - первый отечественный полный метр великого Сергея Эйзенштейна. В разные годы десятки раз признавался лучшим фильмом всех времен и народов. А его автор вошел в историю как прародитель монтажа. До Эйзенштейна кино снимали одним планом, без нарезки.
А в годы сталинские репрессивные комедийный мюзикл «Веселые ребята» переворачивает сознание советских трудящихся. Кино - это не только суровая пропаганда. Оно может быть пропагандой и со смехом до слез. После первой советской комедии режиссера Григория Александрова посыпались десятки вечных лент, которые можно пересматривать еще и еще. Про чудаковатых советских добряков, при этом патриотов, семьянинов и немного героев.
И конечно, никуда без классики. Великих Чехова, Толстова, Горького или Шолохова ставить было выгодно и общественно полезно - почти гарантия, что картину не зарубят на комиссии. «Тихий Дон» и сейчас смотрят школьники, которым лень читать. Впечатляются, а потом запоем читают и книгу.
Великая Отечественная война революцию затмила. Количество больших и малых лент о ней пытались подсчитать - выходило около тысячи. Любовь, дружба, смерть во имя жизни. На этих лентах умные родители воспитывают своих детей и сейчас.
В 60-х, в хрущевское потепление, пропаганду разбавила свобода и иносказание, чуть ли не инакомыслие. Режиссеры начали говорить между строк, точнее, между кадров. Дипломная работа Элема Климова «Добро пожаловать или «Посторонним Вход Воспрещен» с Евстигнеевым в главной роли высмеяла устройство чиновничьей Советской системы. Каким-то чудом вышла на экране и долго ставила рекорды в кинопрокате.
И тогда же Андрей Тарковский. Сейчас его называют родоначальником отечественного «арт-хауса», кино не для всех. Его «Андрея Рублева», «Ностальгию» и «Зеркало» вместе с работами Эйзенштейна разбирают по кадрам в лучших киновузах США и Европы.
Говорят, все нынешние - низкосортные и просто проходные – сериалы про воров, бандитов да борцов с ними вышли отсюда. Сколько было охотников переплюнуть легендарного Глеба Жеглова… Но пока - главное не победа, а участие. А самым пронзительным фильмом о войне многие считают «Горячий снег».
Времена перестройки проблема общества и власти, конфликты отцов и детей. Фильм «Курьер» по повести Карена Шахназарова - слепок того времени и хорошее учебное пособие для молодых и уже не очень.
Американщина, низкобюджетчина и неидейность ругают нынешнюю киноиндустрию старики. А две серии «Брата» называют последним острым разговором века - о вечном, национальном и наболевшем.
До 1991 года в СССР снимали 200 фильмов в год. Полный метр это не выпуск новостей - короткометражка. И рассказывать о них никакого эфира не хватит. Как говорится, лучше один раз увидеть.