Эксперт о предоставлении помощи беженцам в Кыргызстане
Москва, 3 июля. Спасательный круг для беженцев центральной Азии. Жители Узбекистана, Афганистана и Сирии стали чаще выбирать Кыргызстан для убежища. О том, с какими трудностями сталкиваются люди, которые приехали искать мир и защиту в Кыргызстане, поговорим с советником по определению статуса беженца управления верховного комиссара ООН Виталиной Кириловска.
В: Виталина, здравствуйте! Сколько людей пытаются сейчас получить статус беженца, и почему они хотят оставаться в Кыргызстане?
Кириловска: На данный момент около 280 человек являются лицами, которые обратились о предоставлении статуса беженца в Кыргызстане. Я бы не назвала это наплывом, но, тем не менее, количество лиц, ищущих убежище, по сравнению с прошлым годом, увеличилось.
В: Хорошо, если не наплыв, то насколько сильно увеличился поток беженцев из Сирии и как вы думаете, с чем это связано? Почему именно в ыргызстан?
Кириловска: Самое большое количество лиц ищущих убежища - это граждане из Афганистана и, на втором месте, граждане сирийской республики. Количество новоприбывших из Афганистана связано с тем, что политическая обстановка в Афганистане не стабильная. Неизвестно, что будет в ближайшее время. Неизвестно, что произойдет в связи с последними президентскими выборами в этом году. А так же неизвестно, что будет после вывода войск. И поэтому многие Афганцы прибывают на территорию Кыргызстана, так как они находят, что защита в Кыргызстане немного лучше, чем в некоторых других странах. Насчет сирийцев, большинство сирийцев прибывают в страны, которые непосредственно граничат с Сирией: это Турция, Иордания и Ливан. Но так же около 90 человек на данный момент находятся в Кыргызстане. То есть об очень большом количестве сейчас нельзя говорить. И я бы не сказала, что это наплыв лиц, ищущих убежище из Сирии. Но, тем не менее, в прошлом году количество сильно увеличилось. И это связано с тем, что военные действия в Сирии продолжаются. Гуманитарная обстановка в соседних с Сирией странах очень трудная. Многие сирийцы учились ранее в Кыргызстане, поэтому они говорят на русском языке. У них есть родственники в этой стране. Так же у них друзья остались здесь. И поэтому многие из них пребывают в Кыргызстан.
В: Виталина, эти люди, которые пребывают в Кыргызстан в основном планируют получить местное гражданство или все-таки вернуться на родину, когда там ситуация урегулируется?
Кириловска: Существует три долгосрочных решения для беженцев: это добровольное возвращение, которое считается самым лучшим для беженцев, второе – это местная интеграция, и третье долгосрочное решение – это переселение. Конечно, большинство людей все-таки хотят вернуться на свою родину, так как они покинули свою родину не из-за того, что это был их выбор, а они были вынуждены выехать оттуда. И наверняка многие заходят вернуться, когда ситуация в Сирии или Афганистане стабилизируются.
В: Виталина, на какую помощь беженцы могут рассчитывать в Кыргызстане?
Кириловска: Небольшая социальная помощь, она довольно-таки ограничена. Все лица, ищущие убежища и беженцы получают медицинскую страховку. Так же есть ограниченная продовольственная помощь. Наиболее уязвимые получают доплату к арендной плате.
В: Скажите, Виталина, а помощь, которая предоставляется в Кыргызстане, соответствует международным нормам, принятым для беженцев?
Кириловска: Трудно говорить о международных нормах, сколько люди должны получать финансовой помощи, учитывая глобально, что много людей были вынуждены покинуть свои дома. Не только те, которые приехали в Кыргызстан, но и те, которые находятся в других странах. И поэтому ситуация намного ухудшается. С каждым годом количество людей увеличивается, количество конфликтов, к сожалению, не уменьшается. И естественно на это все нужны большие финансовые затраты. Нет возможности предоставить всем нуждающимся лицам ту необходимую помощь, которая им нужна. Поэтому помощь довольно ограничена. Мы стараемся, что бы те лица, которые наиболее уязвимы, получили поддержку.
В: Виталина, а есть ли у беженцев проблемы с трудоустройством и получением статуса беженца? С удовольствием ли их берут на работу? Или какие-то еще проблемы есть?
Кириловска: Конечно, у беженцев есть определенные проблемы, потому что многие из них не знают киргизского языка, русского языка. Не зная языка очень трудно устроиться на работу. Право на работу имеют только те беженцы, которые получили статус беженца от государства. Но те лица, которые обратились за предоставлением статуса беженца, конечно же, у них нет возможности легально работать в Кыргызстане и поэтому существует проблема с трудоустройством. И из-за того, что они не знают как киргизского, так и русского языка, конечно же, это проблема более серьезная.
В: Виталина, а местные жители помогают ли беженцам? Как там обстоят дела с волонтерством? Принимают ли благотворительные организации участие в помощи людям?
Кириловска: Местное население довольно-таки добродушно относится к беженцам. Начиная еще с 1990-х готов, когда очень много беженцев из Таджикистана прибыли в Кыргызстан. Местное население понимает проблемы, с которыми сталкиваются беженцы. Как минимум моральную поддержку оно, конечно же, оказывает.
В: Скажите тогда, в каких условиях приходится жить людям, которые прибыли в страну в поисках убежища? Вы сказали, что не всем выдается статус беженца, то есть не все могут устроиться на работу? Тогда в каких условиях они живут?
Кириловска: Многие сами находят жилье, какую-то поддержку. Друг друга поддерживают. Конечно же, ситуация нелегкая. Но для тех, кто особо нуждается в жилье, есть приемный центр, куда они могут быть размещены. Но это для особо уязвимых лиц, ищущих убежища.
В: Виталина, а нет ли опасности нелегальной иммиграции в Кыргызстане, и может ли это повлиять на криминогенную обстановку в стране?
Кириловска: Нужно отличать миграцию от беженцев, потому что беженцы, не выбирают. Они вынуждены покинуть свои страны. Это не их выбор. У них просто не остается ничего другого как все бросить и уехать к себе. Но я бы не сказала, что ситуация ухудшилась из-за беженцев. Практика многих стран показывает, что увеличение количества беженцев не приводит к ухудшению ситуации в стране.
В: Виталина, вы сказали, что не всем выдается статус беженца в связи с некоторыми трудностями. Пожалуйста, озвучьте эти трудности. Может, вы посоветуете этим беженцам, которые прибыли в страну, что им нужно сделать, чтобы получить статус беженца без проблем?
Кириловска: Как таковых советов нет. Единственный совет – нужно обратиться в уполномоченный орган, которым является Министерство труда, миграции и молодежи для получения статуса беженца, и пройти всю процедуру.
В: Но, сколько длиться эта процедура? Хотелось бы поподробнее услышать.
Кириловска: Процедура длится около года. Если государственный орган отказал человеку в статусе беженца, тогда этот человек может обжаловать решение в суде.
В: А до того как обжалует, он в каком состоянии находится? Он сам за себя отвечает или ему помогают хоть в чем то?
Кириловска: Вся процедура включает в себя две инстанции суда плюс верховный суд. До решения верховного суда у человека есть свидетельство лица, ищущего убежище, которое выдается государством. Человек легально находится на территории Кыргызстана. Он должен продлевать это свидетельство каждые несколько месяцев. И, конечно же, человек сталкивается с определенными трудностями, такими, как трудности при трудоустройстве, как я уже говорила. Но люди друг друга поддерживают.
В: Виталина, а присутствуют ли в Кыргызстане международные организации помимо ООН, и какую помощь они готовы оказать беженцам?
Кириловска: Конечно же, есть. Как показывает практика в других странах, в случае массового наплыва беженцев многие организации помогают стране. Но сказать какие организации будут поддерживать Кыргызстан сложно, об этом можно говорить лишь при большом наплыве беженцев. Но конечно все должно быть сделано при содействии местных властей.
В: Что ж, Виталина, спасибо за то, что приняли участие в нашей передаче. Я напомню, что на прямой связи с нами из Бишкека была советник по определению статуса беженца управления верховного комиссара ООН Виталина Кириловска.
Интервью расшифровал Алексей Лукьянов