36-ой Московский международный кинофестиваль предложил зрителям почти 400 фильмов

Украинскую кинопритчу «Братья. Последняя исповедь» на ММКФ показали одной из первых. Дебют режиссёра Виктории Трофименко подвергся тщательному анализу со стороны журналистов, которые пытались усмотреть в этой работе политический подтекст. Несмотря на то, что «Братья» - это экранизация шведского бестселлера, которая к тому же была готова к показу ещё год назад.
«Я никаких аллюзий не закладывала. Мы досняли и смонтировали фильм в конце сентября. Надеюсь, люди задумаются о том, что жизнь дана не для того, чтобы воевать. Она одна у нас, поэтому ею надо наслаждаться. И каждый отдельный человек должен помнить об этом», - отметила режиссёр Виктория Трофименко.
По сюжету два брата-гуцула с детства привыкли делить всё: мать, игрушки, право называться лучшим, одну женщину, одного сына. Сделав противоборство своим смыслом жизни, братья не разговаривали 40 лет.
Фильм интересен международному зрителю в первую очередь потому, что представляет на экране детально воссозданный быт Карпатского хутора. Главные герои говорят на гуцульском диалекте. Но с точки зрения художественной «Братья» не удивили: картина словно сшита из самых популярных и понятных кинообразов. И главное, не даёт ответа на вопрос, как в такой непростой ситуации найти в себе силы для прощения и мира.
Россию в основной конкурсной программе представляли сразу две картины. «Белый ягель» Владимира Тумаева попал на фестиваль прямо с монтажного стола. Как и предыдущий участник, фильмэкранизирует прозу. На этот раз ненецкой писательницы. История любви, которая долго созревала, разворачивается в стойбище ненцев за Северным полярным кругом. Главный герой Алёшка женится по настоянию матери на нелюбимой девушке и хранит верность той, которая уехала на Большую землю. Пока в их отношения не вмешиваются силы природы.
Жанр «Белого ягеля» заявлен как мелодрама, однако фильм больше представляет этнографический интерес. Второй российский участник конкурсной программа - «Да и да» от Валерии Гай Германики - несмотря на фирменную трясущуюся картинку и смакование физиологических особенностей человеческого бытия, полностью отвечает мелодраматическим требованиям. Есть она - молодая учительница русского языка с дредами и привычкой выкуривать по две пачки в день. Есть он - молодой безызвестный художник, который редко проводит дни в трезвости. Их отношения скоротечны и обречены.
В противовес «Белому ягелю», который вскочил в вагон уходящего с заявками на ММКФ поезда, фильм «Да и да» продюсер Фёдор Бондарчук почти год «мариновал» в ожидании наилучшего момента для презентации. И не прогадал. Новый фильм Германики назвали одним из фаворитов этого фестиваля.
Гораздо больше фильмов из стран Содружества оказалось в параллельных программах ММКФ. Причины их неучастия в гонке за статуэткой «Золотого Георгия» программный директор смотра Кирилл Разлогов объяснил тем, что такие фильмы как грузинские «Слепые свидания» или казахстанские «Хозяева» уже принимали участие в международных фестивалях, а принцип премьерности для ММКФ - прежде всего.
Внимание на фильмах из стран Содружества сосредоточила и деловая площадка ММКФ. В шестой раз в рамках фестиваля работает Moscow Business Square. Место встречи производителей, продюсеров и, конечно, дистрибьютеров. В этом году в рамках круглого стола «Кинопроизводство и дистрибьюция фильмов в странах Средней Азии» свою продукцию представили Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
Фестивальные показы доказали состоятельность казахского кино. Но обычный зритель национальное авторское кино почти не смотрит. Предпочитает голливудские блокбастеры или местные романтические комедии. Например, последним таким успешным релизом стала лента «Он и она». Отбившая в местном прокате почти три своих бюджета. Кроме того, ромком вышел в прокат в соседнем Кыргызстане.
Кинопроизводство в Кыргызстане сейчас переживает настоящий бум: в год здесь производится 60, а то и 80 картин. Правда, конкурировать в прокате с американскими фильмами могут далеко не все, а только те, которые на них похожи. В 2011 году кассу сорвала лента «Бишкек, я люблю тебя», а в прошлом - комедия «Салам, Нью-Йорк». Правда за пределы страны фильмы далеко не ушли.
В Узбекистане расстановка сил обратная: 90% фильмов в прокате - местного производства, пользуются спросом у зрителей. Поэтому продюсер первого узбекского блокбастера «Геолог. Сильнее смерти» в кассовом успехе на родине не сомневается. Удастся ли ему найти дистрибьютера в соседних странах - решат двусторонние переговоры. Организаторы Moscow Business Square отмечают: за шесть лет работы профессионализм продюсеров из стран Содружества качественно вырос. Двусторонние встречи в рамках форума уже приводили к успешным проектам.
Чтобы деловая площадка превратилась в полноценный кинорынок, на новый уровень нужно выводить сам ММКФ. Сейчас его категория «А» среди кинофестивалей скорее номинальная, чем реальная. Смотру не хватает единой площадки, премьер и представителей мировой киноиндустрии в качестве гостей. Однако перед открытием президент ММКФ Никита Михалков поделился с журналистами радостной новостью: строительство Дворца Фестивалей по проекту немецких архитекторов начнётся если не в конце этого года, то в начале следующего.
Для тех зрителей, кто к фестивальному кино равнодушен, в рамках ММКФ состоялась премьера очередного летнего блокбастера, которому долгое время пророчили статус фильма открытия. «Трансформеры: эпоха истребления» - четвёртая часть про злоключения инопланетных роботов на нашей планете, поражает масштабами разрушений и снова не ставит жирную точку в конце.
Через четыре года после разборок в Чикаго, земляне забыли, кто их спас от тотального уничтожения. Тайная правительственная организация, американская, конечно, объявила настоящую охоту на оставшихся на Земле десептиконов и автоботов. Когда они становятся бездушной грудой железа, их отправляют на переплавку и изучение в корпорацию Джошуа Джойса. Гениальный изобретатель и бизнесмен, кажется, нашёл способ построить своих, земных трансформеров. Но ему не хватает паты важных элементов: некоего «зерна» для получения космического металла и прототипа будущих трансформеров - знаменитого Оптимуса Прайма.
В «Эпохе истребления» зрители едва ли узнают кого-то, кроме пары трансформеров. Оптимус Прайм и Бамблби - герои, без которых этот фильм не состоялся бы, а вот остальных вполне успешно заменили. Новые автоботы противостоят новому врагу: некоему охотнику, которого наняли космические создатели трансформеров. Человеческую историю на экране разыграют качок Марк Уолберг, красотка Никола Пельтц, гонщик Джек Рейнор и элегантный изобретатель Стэнли Туччи. Их взаимодействие должно было выглядеть не таким сопливо-слезливым, как в предыдущих трёх фильмах. Однако подмена любовной линии семейной не сильно исправила ситуацию. И с экрана продолжают звучать патетичные речи о том, кто кого любит и кто чей герой. Предприимчивый учёный ожидаемо отвечает за юмористическую составляющую.
Марк Уолберг, актёр, рассказал, что это первый фильм, в котором он снялся, потому что этого хотели его дети хотели этого. Уолберг дал согласие на участие в проекте и из-за Майкла Бэя: настолько круто они сработались в прошлый раз. «Мне нравится, как он работает, какие фильмы делает. Мне пригодится опыт работы с одиним из самых талантливых режиссёров в киноиндустрии. Кто лучше Майкла преподаст урок по режиссуре, который я смогу использовать в будущем, когда сам захочу снимать?» - сказал Марк Уолберг.
Что осталось неизменным и пошло фильму на пользу, так это режиссура. Майкл Бэй так и не отдал бразды правления «Трансформерами» никому из коллег. И, кажется, вложился эмоционально в четвёртую часть так, как ни вкладывался во все предыдущие. Во-первых, «Эпоха истребления» стала первым фильмом о трансформерах, полностью снятым в 3D-формате. Бэй освоил камеры IMAX, обладающие самым высоким разрешением в мире, для съемки экшен сцен. Которые занимают 70% повествования. Во-вторых, он раскидал по всему фильму огромное количество маркеров. Которые, если зритель заметит, полностью изменят отношение к этому техно-блокбастеру.
Из новенького - место очередной битвы за выживание. На этот раз трасформеры будут разрушать Гонконг, который в реальном мире выступил ко-производителем фильма. Парамаут Пикчерс пополнила 165 миллионов долларов бюджета за счёт китайских кинопроизводителей, а взамен провела ключевые съёмки на их территории и ввела в ленту известную китайскую актрису. Хорошо, что партнёры не потребовали, чтобы автоботы превращались в китайские машины.
А теперь самая «убийственная» новость про этот фильм: он идёт 2 часа 45 минут! Майкл Бэй, кажется, решил не просто утолить зрительский голод по трансформерам. Он предлагает ими объесться. И в этом как раз и заключается тайное послание режиссёра публике. «Эпоха истребления» - это мощнейшее высказывание со стороны Бэя на тему: «Как вы меня достали с этими Трансформерами». Он откровенно смеётся в лицо продюсерам и неискушённым зрителям, пичкая в каждый кадр по нескольку киноштампов, которых так ждут от заданного жанра. И превращает последний фильм серии, которая его прославила, в отменный фейк.