Шалва Бреус: в реконструкции «Ударника» мы вернемся к замыслам Иофана
Москва, 7 июня. В Москве определился победитель конкурса на реконструкцию одного из старейших кинотеатров столицы - «Ударника». Он построен в 1931 году по проекту Бориса Иофана. Первое место жюри отдало бельгийскому бюро Robbrecht en Daem. Архитекторы славятся такими проектами, как галерея Уайтчепел в Лондоне и концертный зал в Брюгге. Впрочем, победа в московском соревновании не означает, что «Ударник» будут переделывать именно бельгийцы. Заказчик - основатель фонда Breus Foundation и куратор будущего музея современного российского искусства Шалва Бреус – в интервью «МИР 24» разъяснил этот парадокс.
- Объявлен победитель конкурса на реконструкцию кинотеатра «Ударник». Что это будет?
Мы провели конкурс в несколько этапов, в финал прошли шесть архитекторов. Это известные архитектурные бюро. В финале отечественных бюро не было, они были на предыдущем этапе, но отсеялись. С западными архитекторами, попавшими в финал, тягаться очень тяжело. Например, Исодзаки построил грандиозный музей современного искусства в Пекине - это главный музей современного искусства в Китае. Стефан Браунфельс - автор Пинакотеки в Мюнхене. И бельгийское бюро Robbrecht en Daem, получившее первое место. При этом победа в конкурсе не гарантирует получения контракта на реконструкцию «Ударника». Существует такая форма - Competitive dialog, которую мы внесли в условия конкурса. После того, как объявлены победители, фонд имеет право провести работу с тремя призерами. А после определить самим, с кем подписать контракт. И совершенно не обязательно, что мы подпишем контракт с человеком, занявшим первое место. Можем заключить соглашение и с тем, кто взял третье.
- Стоит задача сохранить сегодняшний внешний облик «Ударника»?
По возможности. Мы, конечно, сильно изменим это здание внутри, оставаясь в рамках требований охраны памятников. Мы во многом сможем вернуться к первоначальным идеям и замыслам Иофана. Оказывается, в оригинальном проекте Иофана киноэкран раздвигался, там не было никакой стены, не было ресторана - открывался потрясающий вид на канал, на Москву-реку, на Кремль, на парк. То есть это была некая футуристическая история. Ты сидишь в кинозале, смотришь фильм, а потом открывается экран и начинается «вторая серия». Это здорово»
- Какие требования от фонда в плане реконструкционного пространства?
Сегодня в музее обязательно должна быть мощная образовательная программа. Мы с самого начала закладываем такую возможность. Кстати, в проекте победителя конкурса на третьем уровне галереи предусмотрены комнаты для уроков, с другой стороны стеклянная стена, которая нависает над главным экспозиционным залом. То есть дети, занимаясь, могут сверху видеть искусство. У нас огромный город, сложный климат, у людей хватает проблем, пробки, темные цвета доминируют, особенно зимой. И мы хотим, чтобы люди, заходя в «Ударник», чувствовали какое-то тепло, дружественную атмосферу, которая создается цветом, дизайном, отношением, тренировкой персонала.
- Какие экспозиции займут место на постоянной основе?
Мы начнем с 70-х годов, это поколение Эрика Булатова, Бориса Орлова, Михаила Рогинского и Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова. Это глыбы нашего искусства. А дальше следующее поколение, уже новейшее течение, мы с ними активно будем работать.
Шалва Бреус родился 1 ноября 1957 года в Батуми. В 1981 году окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. С 1998 года - первый заместитель губернатора Красноярского края. С 2000 года Шалва Бреус работал заместителем министра имущественных отношений. С 2003 года - председатель совета директоров ЦБК «Волга». С 2006 года Шалва Бреус является издателем журнала «Артхроника». Культурный фонд «Артхроника», возглавляемый Шалвой Бреусом, в 2007 году учредил премию Кандинского. В феврале 2012 года было объявлено о планах Шалвы Бреуса по созданию в здании московского кинотеатра «Ударник» музея современного искусства, что вызвало неоднозначную реакцию, поскольку в прессе обсуждалось, что здание могло бы достаться Музею кино.