Джоомарт Оторбаев: Кыргызстан при вступлении в ТС не имеет права на ошибку

Источник материала:  
30.05.2014 15:44 — Новости Мира

Москва, 30 мая. В эксклюзивном интервью телерадиокомпании «Мир» премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев рассказал о том, как страна готовится к вступлению в Таможенный союз, удалось ли достигнуть компромисса по «Кумтору», а также как в стране привлекают инвесторов и борются с коррупцией.

Екатерина Абрамова: За 23 года независимости Кыргызстана вы 26-й по счету премьер. Как думаете, возглавляемое вами правительство временное или пришло надолго?

Джоомарт Оторбаев: Эта цифра, которую вы назвали, включает и тех, кто временно исполнял обязанности премьера - может быть, 2-3 дня, между сменами правительств. Она на самом деле меньше, если взять только легитимных. Но все равно, цифра достаточно большая. И она иллюстрирует историю развития нашей страны. В первые годы, скажем, до 2010-го, у нас была полностью президентская страна и премьер исполнял много технических обязанностей. После 2010 года в рамках нашей новой Конституции у правительства стало больше функций и полномочий. В общем можно просмотреть и интерпретировать историческую картину на серьезную дистанцию, и через эту тональность мы можем посмотреть на динамику развития нашей страны.

Екатерина Абрамова: Но ваше правительство надолго?

Джоомарт Оторбаев: У нас в рамках Конституции существует пятилетний цикл между выборами в парламент, и следующие выборы должны состояться осенью 2015 года. Наше правительство надеется доработать до этого срока.

Екатерина Абрамова: Срок не очень большой…

Джоомарт Оторбаев: Срок небольшой, но цель одна - это подъем экономики страны, улучшение качества жизни наших граждан, повышение доступа к образованию, здравоохранению, социальным обязательствам. Собственно говоря, точно такая же задача, как и у всех мировых правительств. Нам нужно сделать так, чтобы мы сработали лучше, чтобы люди видели изменения, чистоту работы правительства и профессионализм.

Екатерина Абрамова: 29 мая Россия, Казахстан и Беларусь подписывают Договор о Евразийском экономическом союзе. Мы знаем, что Кыргызстан подал заявку на вступление в Таможенный союз, разрабатывается «дорожная карта». Каковы продвижения по этому вопросу и когда Кыргызстан планирует вступать в ТС?

Джоомарт Оторбаев: Правительство уже утвердило «дорожную карту», это план мероприятий по гармонизации нашего законодательства с законодательством Таможенного союза. Также у нас подготовлен текст заявления президента на этом мероприятии. Мы надеемся, что 29 мая все пройдет хорошо.

Екатерина Абрамова: Вы надеетесь, что будет принята «дорожная карта»?

Джоомарт Оторбаев: «Дорожная карта» в принципе принята, и теперь нам надо провести ряд внутригосударственных процедур. Мы парламентская республика, сейчас мы должны состыковать с парламентом основные элементы данного плана действий, и тогда все будет готово.

Екатерина Абрамова: Какой срок отводится?

Джоомарт Оторбаев: Правительству трудно ответить на этот вопрос, потому что основные законодательные акты будут проводиться через парламент. У нас нет планов задержать реализацию этого проекта. Мы будем энергично вносить соответствующие проекты в парламент и пытаться их быстро провести. Опыт работы Казахстана в этом направлении показывает, что данная работа может быть проведена за 8-12 месяцев. Мы посмотрим на динамику. И при поддержке стран Таможенного союза максимально быстро постараемся данную процедуру реализовать.

Екатерина Абрамова: Кыргызстан достаточно давно заявил о том, что хотел бы присоединиться к Таможенному союзу, но, видимо, возникали какие-то проблемы внутри страны. Опишите круг этих проблем.

Джоомарт Оторбаев: Во-первых, мы, вступая в это перспективное интеграционное объединение, не имели права на ошибку. Представьте, если наш шаг будет сопровождаться какими-то социальными проблемами внутри страны, либо на всем пространстве Таможенного союза. Тогда на этом можно закончить. Мы должны были взять всю полноту ответственности за то, что реализуем. Быть уверенными в том, что ситуация в стране улучшится, а не ухудшится. Поэтому мы обсуждали со странами-учредителями Таможенного союза риски, которые могут сопровождать данный шаг. То есть, как по пословице, «долго запрягали». Понимая полную ответственность, которая на нас ложится, и перед нашими гражданами, и перед странами-членами Таможенного союза. В 2013 году, который был плодотворным в этом отношении, мы отработали с секретариатом Таможенного союза и Евразийской экономической комиссией все элементы и детали пошагового процесса. Я считаю, что была проделана очень качественная работа, мы активно взаимодействовали с обществом, обсуждали в парламенте и с гражданами потенциальные шаги, риски отрицательного характера, на которые можем натолкнуться. И в данный момент общество готово к этому шагу, парламент настроен достаточно позитивно, и мы можем с ответственностью сделать этот шаг. Считаю, что суета в этой ситуации была бы неуместной.

Екатерина Абрамова: Не секрет, что кыргызстанская экономика во многом реэкспортная. Есть два крупнейших рынка – «Дордой» и «Кара-Суу», на которых идет серьезная торговля именно товарами из Китая. Потом эти товары распространяются далеко за пределы Кыргызстана. Как будут функционировать эти рынки при вступлении в Таможенный союз, будет ли оказана поддержка торговцам, которые там работают? Потому что, насколько я понимаю, на этих рынках занято большое количество населения.

Джоомарт Оторбаев: Фактор реэкспорта и фактор того, что Кыргызстан стал де-факто торговым хабом Центральной Азии, определялись объективными процессами после распада Советского Союза, когда у нас не было ни нефти, ни газа, ни иных источников поступлений. Люди начинали торговать, поддерживать свои семьи. Это удавалось эффективно, и я скажу, что за все эти годы постепенно происходила трансформация от реэкспорта до производства. В настоящее время значительная часть товаров, которые уходят на рынки России и Казахстана, производятся на основе компонентов, которые ввозятся из различных стран, в том числе из Таможенного союза. То есть это логичные трансформации торговли в производство, и в этом отношении, я считаю, экономика достигла того уровня, когда мы можем сделать шаг к гармонизации собственного законодательства с законами Таможенного союза, то есть провести полную очистку в соответствии с правилами ТС на наших внешних границах. Наши предприниматели готовы к работе в союзе, входя в это пространство единым образом. Более того, они просят ускорить процесс. И прежде всего их интересует выход на 170-миллионный рынок нынешних стран-членов Таможенного союза.

Здесь мы не видим фундаментальных проблем, с рынками в том числе. А плюсы, которые мы получим, очевидны. Мы продвигаем законодательство в сторону серьезных международных стандартов. В любом случае, это хорошо, это нужно делать. Мы вводим технический регламент и те стандарты, которые приняты в странах Таможенного союза. Мы вводим в оборот очень много сертификационных лабораторий санитарного характера, которые позволят нашим производителям сельхозпродукции свободно ввозить товары по стандартам стран ТС. В этой связи открытость кыргызстанской экономики, которую мы наблюдаем, будет продолжена. Конкуренция, которую мы видим в Кыргызстане между местными предприятиями, усилится. Это приведет к прогрессу. Но и я еще хотел бы сказать: в мире нет примера неудачных региональных интеграционных объединений. Все процессы, которые мы наблюдаем в различных зонах земного шара, успешны. В том числе интеграция стран с более низким подушевым потреблением. Мы ожидаем, что это распространится на нас. Надеюсь, все нюансы мы смогли просчитать.

Екатерина Абрамова: Обсуждался ли вопрос финансовой помощи Кыргызстану со стороны стран, уже образующих Таможенный союз, а в перспективе Евразийский экономический союз? Потому что совершенно очевидно, что издержки для Кыргызстана будут достаточно серьезными, по крайней мере на начальном этапе.

Джоомарт Оторбаев: Данный вопрос, естественно, обсуждается. Добавлю - мы не можем быть неуспешным примером. Евразийский экономический союз, который вот-вот станет реальностью, имеет колоссальный потенциал для развития. И мы, входя в него и снизив риски, должны продемонстрировать, что это успешный шаг. В этом отношении у нас ведутся переговоры со странами Таможенного союза о поддержке на первом этапе вопросов развития экономики и инфраструктуры. Мы получаем достаточно хороший отклик. Это не просто взять и проесть. Мы становимся страной, которая приближается по стандартам к государствам Таможенного союза. Взаимодействие осуществляется как в многостороннем, так и в двустороннем плане. Прежде всего, открытие рынков приведет к тому, что предприниматели из этих же стран начнут инвестировать к нам, поскольку у нас низкие расходы на производство и иные меры. И они должны, например, иметь здесь доступ к дешевым кредитным ресурсам. У нас кредитование частного сектора пока недостаточно серьезно. Мы говорим о привлечении финансовых инструментов, институтов для финансирования проектов, которые будут здесь реализовываться. То есть привлечение инвестиций - самая главная наша цель в рамках данного подхода.

Для потенциальных инвесторов необходимо создать благоприятную ситуацию. Это хорошее законодательство, регулирование, борьба с коррупцией, доступ к инфраструктуре и финансированию. Мы приглашаем, предприятия открываются, создаются рабочие места, платятся налоги. И тем самым страна начинает развиваться быстрее. Вот логика.

Екатерина Абрамова: Затрагивая тему инвестиций, не могу не задать вопрос о пока что основном системообразующем инвесторе Кыргызстана - предприятии «Кумтор». Это вопрос вызвал немало социальных волнений. Всем известно, что договоренности достигнуты, но договор еще не подписан. Когда можно ожидать подписания договора?

Джоомарт Оторбаев: Предприятие «Кумтор» для нашей экономики очень важное. Это самый большой проект на момент обретения независимости. Он дает порядка 6% доходной части бюджета. Это большая цифра. Мы договорились с Centerra Gold Inc., которая разрабатывает проект, о реструктуризации проекта, о создании в Кыргызской Республике совместного предприятия. Сейчас мы имеем определенную долю в компании, которая котируется на Торонтской фондовой бирже. Создаем совместное кыргызско-канадское предприятие с равными долями и начинаем работать несколько по-другому. Это позволит нам увеличить доходы и более четко контролировать работу компании. В обществе, действительно, имеются различные оценки качества работы проекта, связанные с экологическими нормами, распределением прибыли и менеджментом. Поэтому у нас происходит процесс создания совместного предприятия. Надо будет дополнительно создать 7-8 новых соглашений международного характера, с которыми согласимся и мы, и канадский инвестор. Работа продолжается, есть споры, дискуссии. Но мы ее должны завершить. Парламент одобрил эту схему, и мы должны ее завершить в максимально короткие сроки.

Екатерина Абрамова: Но все-таки, насколько я понимаю, последнее соглашение, которое одобрил парламент, предусматривает разделение долей в соотношении 50 на 50. И тем не менее, оппозиция не очень с этим согласна. Местные жители, по всей вероятности, тоже. Они требуют возврата к первоначальной схеме, когда 70% принадлежало кыргызскому государству. Возможен ли возврат к этой схеме?

Джоомарт Оторбаев: У нас в 2009 году с компанией Centerra Gold Inc. было подписано и ратифицировано в качестве закона соглашение, где фиксируется соотношение долей. Любой односторонний шаг приведет к судебным искам, которые мы, не факт, что выиграем. Во-вторых, это будет длиться очень долго и сопровождаться значительными финансовыми издержками. Действительно, часть общества не согласна с комбинацией 50 на 50, но большая часть склоняется к мирному разрешению данного спора. Поэтому парламент проголосовал именно за данную конструкцию, хотя решение прошло не единогласно. И в рамках этого постановления парламента мы работаем. Можно было бы найти иные шаги, но, на взгляд правительства, это сопровождалось бы серьезными рисками для нашей экономики, для экологии и иными последствиями. Оптимального, идеального подхода здесь нет. Он должен быть компромиссным и консенсусным.

Екатерина Абрамова: В начале апреля этого года на руднике «Ширальджин» местные жители остановили работу. В проекте принимали участие инвесторы из Казахстана. Можно ли сказать, что люди в других областях переняли практику «Кумтора» и не будет ли репродуцирования этой ситуации?

Джоомарт Оторбаев: У нас в Бакай-Атинском районе Таласской области была ситуация, когда жители протестовали. Мы сейчас занимаемся изучением данного вопроса, но в целом, если говорить о горнорудной сфере, наши граждане часто не верят инвесторам, которые разрабатывают месторождения. И это неверие связано с двумя причинами. Во-первых, за 22 года независимости у нас заработал всего один проект - «Кумтор». Управление горнорудной сферой сопровождалось коррупцией. Лицензии отдавали бесплатно, затем соответствующие органы договаривались в других местах. Несколько бывших директоров и председатель агентства по геологии сейчас либо в бегах, либо сидят. На фоне этих коррупционных схем общество не доверяет пока тому, что лицензия может быть получена честно. Что государство и местные сообщества от этого выиграют. Во-вторых, кыргызский народ очень близок к природе. Наша религия не совсем мусульманская, в ней прослеживаются направления тенгрианства. Любое нарушение равновесия в природе оценивается людьми очень болезненно. Вода, воздух, земля должны быть чистыми. И когда кто-то приходит и начинает делать котлованы, не советуясь, люди начинают возмущаться. Мы говорим, что обязательно должен быть диалог в этой сфере. Государственные органы, местное сообщество и инвестор должны работать вместе для того, чтобы по современным законодательным нормам разрабатывать, рекультивировать, оставлять природу в похожем состоянии, какое было до разработки. Над этим мы работаем.

Действительно, такие эпизоды происходят, но их количество сокращается. Я вот недавно был в Чаткальском и Ала-Букинском районах, где побывал на трех проектах. Все они работают и по всем есть гармония с населением. Почему? Потому что они работают четко, честно, прямо, по законодательству и показывают местным сообществам плюсы от своего присутствия. Поэтому мы говорим, что должны быть самые высокие нормы по экологии, обязательное общение с населением, вовлечение жителей в принятие решений, информирование и, конечно, соблюдение законодательства. Тогда все будет нормально. Я думаю, что динамика здесь положительная. По «Ширальджину» есть спор предыдущего и нынешнего премьер-министра. И вот в эти споры провокационным образом вовлекается население. Мы изучаем конкретный случай и доведем дело до конца. Здесь была определенная провокация.

Екатерина Абрамова: Фотограф из нашей съемочной группы случайно наткнулся на объявление следующего характера: «Уважаемые граждане, просим вас сообщать о коррупционных схемах и иных проявлениях коррупции в аппарат президента через антикоррупционный сайт». Нас это заинтересовало. Насколько серьезна проблема коррупции в стране?

Джоомарт Оторбаев: Наша страна в числе прочего уникальна тем, что пережила две революции. И в обоих случаях причина - не бедность населения и не вопрос зарплат и пенсий. А именно коррупция. Предыдущие наши режимы занимались коррупцией. Граждане могут потерпеть экономические неудобства, но не готовы терпеть факты коррупции, несправедливости. В этом отношении совершенно очевидно, что правительство и органы власти должны работать чисто. Вот этим объявлением мы постарались дать возможность и гражданам, и госорганам бороться с коррупцией.

Вопрос технического сопровождения не так уж и прост, нужно иметь доступ к интернету и т.д. Но записав фамилию чиновника, человек может в электронном виде направить в антикоррупционный фонд свою жалобу и это будет рассмотрено. Ее никто не разорвет, не уничтожит. Мы хотим сделать общество, главным вопросом для которого будет вопрос ответственности. Коррупция - это двусторонний процесс, односторонним он не бывает. Надо заинтересовать как одну часть, так и другую в том, что коррупции не должно быть. Одних наказывать, другим помогать, информировать. Если вы посмотрите нашу прессу, то каждый день там поднимается тот или иной коррупционный скандал. То есть вычищение идет каждый день.

Второй элемент - это предотвращение коррупции. Здесь мы тоже проводим активную работу. Ее суть заключается в том, чтобы уменьшить до минимума вероятность контакта предпринимателя или гражданина с госорганами. Если контакт есть, то через электронные сферы. Если есть вопросы, то по интернету в открытом пространстве. Если есть проверка, то желательно сделать ее уведомительного характера, а не ходить и не «кошмарить» кого-то. Мы регулируем эту систему. Три года назад у нас около 600 лицензий. Сейчас всего 101. Также количество проверяющих органов в стране вдвое сокращено. Мы будем по-прежнему поддерживать такую ситуацию, в которой бы предприниматель, бизнесмен стоял во главе. Это люди, которые определяют существование. Он должен работать свободно, чисто, некоррупционно, платить налоги и создать у нас благоприятный бизнес. Чтобы и местные бизнесмены, и иностранные инвесторы чувствовали себя как в раю. Вот это идея. Поэтому с коррупцией мы боролись, боремся и будем бороться.

Екатерина Абрамова: Возвращаясь к вопросу об инвестициях. Было заявлено, что «Газпром» активно переходит на рынок Кыргызстана. И в частности, в Ошской области, где большие проблемы с газоснабжением. Как там сейчас обстоят дела?

Джоомарт Оторбаев: В прошлом году мы ратифицировали соглашение о продаже нашего оператора «Кыгрызгаза» в 100%-ую собственность «Газпрома». Уже оформлен договор купли-продажи. «Газпром» владеет нашей газотранспортной системой. У нас страна делится на две части: север - в части газа это поставки из Казахстана; юг - поставки из Узбекистана.

←Осадки в Москве побили рекорд 100-летней давности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика