Крушение поездов в Наро-Фоминске: роковой случай или преступная халатность?
Кишинев, 25 мая. Страшная авария произошла во вторник в Подмосковье. Пассажирский поезд шел из российской столицы в Молдову, навстречу ему из Украины следовал товарняк. Встретились они на перегоне у Наро-Фоминска. И это тот самый случай, когда параллельные прямые пересеклись. Грузовые вагоны упали на пассажирские. Есть жертвы. Сейчас врачи борются за жизнь раненых, родственники хоронят погибших. А эксперты пытаются понять, что же это было - роковое стечение обстоятельств или чья-то преступная халатность? В обстоятельствах этой трагедии и ее последствиях разбирались корреспонденты «МИР 24».
Вагон №7 пассажирского поезда Москва-Кишинев. А точнее то, что от него осталось. Внешней стальной обшивки нет - ее сорвало, словно бумажный фантик.
Авария произошла в районе станции «Бекасово-1». Здесь встретились два поезда - пассажирский и товарняк. На повороте несколько грузовых вагонов сошли с рельсов и по касательной задели встречный состав. Удар был мощным. Ведь масса того же товарняка почти две тысячи тонн, а суммарная скорость поездов превысила 140 километров в час. Два многотонных контейнера с автозапчастями и вовсе опрокинулись, превратив тамбуры и купе в груду металлолома.
Шесть человек погибли, все они граждане Молдовы. Ранены еще полсотни, некоторые из них находятся в тяжелом состоянии. Пострадавших доставили в московские больницы.
А это Киевский вокзал. Из Кишинева в Москву приезжает Радика Чилиуца. Ее муж Валерий до сих пор находится без сознания, но жив. А ведь сразу после трагедии Радика чуть было не потеряла надежду. Она позвонила на мобильный супруга. Ответил кто-то из пассажиров.
«Сказали, что Валера мертвый. Я потеряла сознание, а потом узнала, что он живой», - рассказала Радика Чилиуца.
Сегодня в районе аварии стоит все та же аномальная жара. Искореженный участок пути уже заменили, видна свежая насыпь, она отличается по цвету от старой. Вокруг же ничто не напоминает о недавней трагедии. Куски обшивки, вещи и мусор уже убрали. И лишь в овраге остались лежать два изогнутых рельса - именно они стояли на злополучном повороте. Оставшуюся мелочь, металлолом собирают живущие неподалеку гастарбайтеры. Мол, трагедия трагедией, но хочется немного подзаработать.
Тем временем идет расследование причин трагедии. Рассматривается несколько версий. Во-первых, это неисправность в самом грузовом составе. Поворот довольно крутой, поезда идут под наклоном - теоретически могла не выдержать ось колесной пары или сломаться боковая рама. Другие варианты - ошибка локомотивной бригады или выброс пути. Незадолго до трагедии этот участок ремонтировали, тут же появились предположения - плохо закрутили гайки.
Доцент столичного МИИТа Андрей Сидраков объясняет: в последнее время на российских железных дорогах используют крепления системы АРС. В их надежности специалисты не сомневаются: требования, например, на порядок выше американских. Правда, есть еще и человеческий фактор.
«Задача путейцев - уложить путь в правильный интервал температур. Если в холодное время, то рельсы будут в сжатом состоянии, а в жару напряжение будет очень большим», - рассказал первый заместитель директора Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Андрей Сидраков.
Изучением причин аварии занимаются сразу несколько ведомственных комиссий, а также Следственный комитет - он с основной версией как раз определился.
«20 мая на участке пути московско-киевской дистанции проводились ремонтные работы. И как предполагает следствие, работники РЖД, отвечавшие за эти работы, не предупредили о ремонте машинистов проходивших поездов. Хотя обязаны были это сделать», - отметил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
По версии следствия, не были выставлены и сигнальщики, которые могли бы предупредить об опасности. Машинист грузового поезда при выходе из поворота заметил ремонтников слишком поздно и применил экстренное торможение. В результате чего и произошла авария.
Появились в деле и первые конкретные фигуранты. Уже задержан бригадир Московско-Киевской дистанции пути Александр Соколов. Та же мера грозит и начальнику участка, где произошла авария. Однако он после трагедии слег в больницу - нервный срыв. Следователи ждут, когда чиновник придет в себя, и уже тогда будут решать вопрос о дальнейших действиях.
Трагедия в Наро-Фоминске потрясла всю Молдову. Местные поезда никогда не попадали в катастрофы. К тому же рейс в Москву самый востребованный - в России трудятся десятки тысяч молдавских граждан. После аварии пострадавшие вагоны заменили и сейчас состав вновь на ходу.
Поезд Москва-Кишинев прибыл в молдавскую столицу почти пустым. Кто-то из-за стресса отказался продолжать путь железной дорогой. Кто-то вышел раньше, на севере страны. Очевидцы вспоминают - поначалу никто не понял, что произошло.
«Голова поезда, хвостовые вагоны. Это облако шло больше оттуда. Думали, что первые вагоны горят, оттуда ребята бежали в нашу сторону. Когда увидели, что там люди, все закричали, что порезали вагон», - вспоминает проводник Сергей Тетеля.
Виталий Сеу ехал в соседнем вагоне. До прибытия МЧС и «скорой помощи» он доставал из-под завалов пострадавших.
«Помогали вытаскивать раненых, и тех, кто был уже мертвым. Начальник поезда сказал, чтобы мы рвали простыни и поливали раненых водой. И просил тех, у кого есть вода, всем оказывать первую помощь», - рассказал пассажир Виталий Сэу.
Список пострадавших был обнародован на следующий день после трагедии. Среди погибших - Даниела Потлог. Ей было всего 23 года. Свадьба девушки была назначена на август. Дату выбрали, залог за ресторан оплатили. Но денег не хватало, чтобы покрыть все расходы, появившиеся в семье. В Москву Дана отправилась всего на пару месяцев вместе с женихом. Тогда казалось - так надежней и безопасней.
«Не знаю, кто виноват, может быть, поменяли время выезда поездов, может, невнимательность, может, кто-то специально хотел сделать плохо - не могу вам сказать, потому что это сложно передать словами. И именно с 9-ым вагоном такое должно было случиться, у меня нет слов. Я вообще не знала о случившемся до 10 ночи. Все знали, а я нет», - говорит мать погибшей Елена Потлог.
Несчастье преследует семью Потлог с прошлого года. Отец Даны тоже умер в Москве. Он работал крановщиком на большой высоте. В один из дней с ним случился инфаркт и семья осталась без кормильца.
«Он высылал деньги, на это и жили. Здоровье потерял в этой Москве, потому что в Молдове нет работы. Вместо того, чтобы дома быть и вместе растить детей. Где будущее в этой стране? Где будущее для молодежи? Как так можно жить в Молдове, что делает наш парламент, какое будущее готовит для детей?» - отмечает Елена Потлог.
Тела погибших в Кишинев доставил борт МЧС России на третий день после трагедии. Идентификация жертв катастрофы проходила непросто. В груде обломков сложно было найти документы. Иногда в списках погибших и раненых значились одни и те же люди.
Все погибшие в России были на заработках. В Москву их погнало банальное безденежье. В маленьком селе Суворовка, например, работы почти нет. Медсестра Ирина Кремляк на родине получала всего 50 долларов в месяц. Дом, где она жила с матерью и сыном, требовал ремонта. Ирина успела привести в порядок двор и купить новую мебель. Пока девушка зарабатывала деньги, мать-учительница воспитывала внука.
«Он мой, я его с пеленок вырастила, с рождения. Кому я могу его отдать? Только как объяснить ему, что случилось? И почему мама вот такой вот сюрприз сделала? Он ждал сюрприз от мамы. А получилось вот что», - сокрушается мать погибшей Ирины Кремляк Антонина Губарь.
Сейчас родственники погибших ждут обещанных двух миллионов рублей страховой компенсации. Семья Потлог, например, чтобы похоронить дочь, залезла в долги. В московских больницах еще остаются 19 раненых граждан Молдовы. Самая младшая из них - девочка, которой нет и двух лет.