США просят увеличить поставки российских ракетных двигателей
Москва, 15 мая. США попросили российское НПО «Энергомаш» увеличить поставки ракетных двигателей РД-180 до 2018 года с 29-ти до 37 штук. Об этом в комментарии ИТАР-ТАСС рассказал исполнительный директор объединения Владимир Солнцев.
«Американская сторона просит увеличить нас общее количество двигателей на восемь единиц. Они хотят, чтобы мы увеличивали ежегодную поставку на некоторое количество, в частности, в 2015 году планируется, что мы им поставим вместо пяти двигателей восемь», - пояснил он.
Ранее Белый дом разрешил поставку российских двигателей РД-180 для ракет-носителей Atlas-5 и НК-33 для Antares, через суд опротестовав запрет. Чиновники доказали, что закупки оборудования у «Энергомаша» не противоречат введенным против России санкциям.
Однако реакция российской стороны на это решение, скорее всего, оказалась для США неожиданной. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве космическую сферу, заявил на днях, что Россия прекратит поставки США ракетных двигателей и обслуживание уже поставленных, если они будут использоваться в военных целях.
«Мы будем исходить из реалий. Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях, а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», - подчеркнул чиновник. В свою очередь глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что поставки НК-33 производства СНТК им. Кузнецова продолжатся лишь в случае, если Штаты «не будут использовать их при запусках космических аппаратов военного назначения».
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Рогозин заявил о приостановке работы американских станций GPS
Отметим, что United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, которое производит Atlas-5, занимается именно запуском на орбиту военных спутников, в том числе секретных, и играет центральную роль в американской военной спутниковой программе. Таким образом, выполнить условие российских чиновников ULA вряд ли сможет.
При этом развитие частной астронавтики, на которой сделало упор правительство Барака Обамы, также оказалось под угрозой. Дело в том, что производителем ракет Antares является Orbital - одна из двух частных космических корпораций, которая сейчас в состоянии совершать полеты к МКС. Фактически, в новых условиях монополистом может стать SpaceX - разработчик космического корабля Dragon и собственной ракеты-носителя Falcon.
Это признают и американские эксперты. Так, Лорен Томпсон, аналитик Lexington Institute подчеркнул, что «запуски в рамках программы национальной безопасности США в значительной степени зависят от наличия российских двигателей», пишут «Ведомости». Он также добавил, что теперь США совершенно точно придется развивать собственные технологии. А представитель госдепартамента США Дженнифер Псаки, комментируя слова Рогозина, выразила надежду, что США сможет продолжить работу с Россией по американской космической программе.
Член-корреспондент Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин в комментарии телеканалу «МИР 24» отметил, что действия России, особенно на фоне введенных в ее отношениях санкций, выглядят совершенно логично и обоснованно.
«Россия разрешит использовать ракетные двигатели РД-180 только в гражданских целях для американского космического агентства или других космических служб. И это обычная практика. Странно, что мы раньше этого не сделали», - говорит Ионин.
Коснувшись также заявленного Рогозиным отказа России от продления работы МКС после 2020 года, эксперт предположил, что это подтолкнет развитие космонавтики. «Проблема заключается в том, что американцы сейчас сдерживают движение как лидеры. И мы должны подтолкнуть таким образом мировое сообщество к выработке каких-то новых идей, так как программа МКС не бесконечна. Она свой технологический ресурс выработала. Надо рано или поздно это прекращать и двигаться дальше», - заключил Ионин.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: NASA прощается с Россией, но остается на российской орбите
Напомним, что власти Соединенных Штатов, несмотря на проводимую в связи с событиями на Украине политику санкций против России, не требовали запретить поставки российских двигателей. Поводом же для этого стал иск Элона Маска, владельца компании SpaceX. Он требовал запретить United Launch Alliance (совместному предприятию Lockheed Martin и Boeing) покупать РД-180 для ракет Atlas-5 и 30 апреля добился своего. Решение было опротестовано властями США уже через восемь дней.
Специалисты отмечают, что российские двигатели в настоящее время не имеют конкурентов на мировом рынке. При этом директор контролируемой Россией и расположенной в США компании «Морской старт» Сергей Гугкаев отмечает, что ситуация не изменится, как минимум, в течение пяти-восьми лет, поскольку Вашингтон после окончания Холодной войны свернул работу над созданием собственных систем и существенно отстает от России в этом направлении. Сейчас в США ведутся соответствующие исследования, но даже тестовый полет системы, основанной на уже испробованной технологии (ранее ее применяли в шаттлах и других старых космических программах) в лучшем случае состоится в 2017 году.
РД-180 выиграл у европейской и американских фирм объявленный США тендер в середине 1990-х годов. Первый двигатель был поставлен 2 января 1999 года. С начала программы США осуществили с его помощью 40 успешных космических запусков.