Эксперт: Украину ждет антиолигархическая революция
Киев, 20 апреля. Экономику Украины лихорадит, денег в казне нет. Инфляция: цены выросли почти вдвое. Граждан предупреждают - придется потуже затянуть пояса. Кризис чувствуют не только в провинции, но и в столице.
Корреспондент «МИР 24» Ирина Пермякова выяснила, как изменилась жизнь киевлян. Кому Майдан ударил по карману, а кто, наоборот, смог на нем заработать?
Под стенами Национального банка Украины около 200 людей. Требуют немедленно стабилизировать экономическую ситуацию в стране. В руках пикетчиков плакаты. На пороге главного финучреждения - молоко, крупа и подсолнечное масло.
Степан Кубив, один из комендантов майдана, сегодня возглавляет Нацбанк. Через несколько минут после начала митинга он выходит к бывшим соратникам. Просит потерпеть и затянуть пояса.
Жизнь простого украинца подорожала почти вдвое. Выросли цены практически на все. Людмила Ивановна выходит из банка. Пенсия в 100 долларов - единственный источник дохода, 70% отдает за коммунальные. Что будет дальше - боится загадывать.
Пенсионерка теперь сетует: после Майдана надеялись на лучшее, а получилось как всегда.
Премьер Арсений Яценюк пакет антикризисных законов называет «шоковой терапией». И вынужденной мерой правительства.
«Идеален ли этот законопроект? Конечно, неидеален. Но как можно придумать идеальный закон, когда 300 миллиардов гривен просто неоткуда взять? Но это те шаги, которые Украина обязана сделать для экономического роста в последующие годы», - сказал глава правительства.
Расходы госбюджета урезали практически на 24 миллиарда, минимальные пенсии и зарплаты расти не будут, а повышение тарифов на газ и тепло почувствуют все.
Тут еще и рекордное падение гривны по отношению к доллару. Национальная украинская валюта «похудела» почти на 50%. Это следствие искусственного сдерживания курса в последние несколько лет.
Валютный штиль установился только в четверг - на уровне 11 гривен. Однако стабильности никто не обещает. Катерина Бугрим за колебанием валют следит как за погодой.
Катя администратор в крупной фирме столицы. Девушка собралась продавать машину. Подсчитала: стандартный маршрут дом-работа-работа-дом ей обходится в четверть зарплаты.
А еще - с 95-го бензина Катерина перешла на 92-1. Получается на гривну дешевле. Хоть какая-то экономия.
Ресторан в центре Киева. На дверях с января вывеска - закрыто. В разгар революции Татьяна была вынуждена распустить персонал. Осталось, правда, заведение на окраине города. Но там кушать подано, но потчевать некого.
«Как в доме, когда денег нет, то начинаешь считать электричество, воду. Бережнее относиться к продуктам. Так и здесь. Людей стало меньше. Мы закрыли программу лояльности, убрали премии персоналу. Может, откроемся к осени в центре», - говорит Татьяна.
Таких заведений в центре Киева уже 50. На очереди еще 200, говорит эксперт ресторанного бизнеса Ольга Насонова.
«Сейчас посещаемость некоторых заведений уменьшилась на 50%. Но в среднем падение составило 30%. Просто потому, что у людей стало меньше денег на посещение ресторанов. Большинство рестораторов сейчас работает в режиме экономии», - рассказывает эксперт.
Если так пойдет и дальше, Украину ожидает «голодный бунт». В этом уверен политолог Олег Соскин. А в таком случае и до нового Майдана недалеко.
«Я думаю, города начнут подниматься. Области. С точки зрения смены системы власти, трудности должны быть перераспределены на всех. А не только на простых людей, как сегодня. Это уже будет чисто антиолигархическая революция. Это будет революция громад за свое благополучие», - считает Соскин.
Казна пуста. Инвестиции падают. Золотовалютные запасы сократились. Страна находится в состоянии войны. При этом внешний долг - 80 миллиардов долларов. Власть имущие надеются на помощь Запада.
Кому война, кому мать родная. Сердце столицы - Майдан Незалежности - теперь главный туристический объект. Цены на сувениры растут вместе с инфляцией. Популярностью пользуется золотой батон, как у Виктора Януковича. Символ роскоши свергнутой власти.