Экономическая помощь Крыму в случае его присоединения к России может составить около 3 млрд долларов в год
Экономическая помощь Крыму в случае его присоединения к России составит около 3 млрд долларов в год. Разбираться с расходами, возможно, придется вице-премьеру Дмитрию Козаку, только что освободившемуся от олимпийской стройки.
Будет ли Крым присоединен к России, пока не ясно, но в российском правительстве уже рассматривают варианты, кто займется экономикой полуострова. Скорее всего, это поручат вице-премьеру Дмитрию Козаку, рассказал РБК высокопоставленный чиновник.
Собеседник РБК ссылается на положительный опыт Козака в урегулировании социально-экономических вопросов на Кавказе в статусе полпреда президента в Южном федеральном округе. Козак обладает "чрезвычайными навыками", поэтому в качестве куратора Крыма "будет на своем месте", констатирует он. Другой чиновник правительства подтвердил, что кандидатура Козака обсуждается, но не утверждена окончательно. Третий собеседник говорит, что сразу после окончания Паралимпиады полномочия Козака в правительстве могут быть пересмотрены - он будет курировать "новые территории" (Крым, Абхазию, Южную Осетию). Займется "курортными зонами", иронизирует собеседник.
Официальный представитель вице-премьера комментировать ситуацию отказался.
Общая сумма затрат российского бюджета на Крым может составить около 3 млрд долларов в год, рассказали несколько собеседников РБК в правительстве. Эта сумма включает в себя социальные выплаты, трансферт для компенсации дефицита бюджета нового региона и затраты на инфраструктуру, в том числе на строительство моста через Керченский пролив. Из докладов уже сейчас видно, что экономических проблем у Крыма в случае присоединения к России будет немало: обеспечение энергией, водой, топливом, перечисляет один из собеседников РБК.
Что достанется Козаку
Первым делом новому куратору Крыма придется латать дыры в бюджете полуострова. Формально бюджет Крыма имеет профицит (доходы автономии в 2014 год запланированы на уровне 5,37 млрд гривен или 21,24 млрд российских рублей по текущему курсу, расходы - в 5,25 млрд гривен или 20,75 млрд рублей). Но более половины доходов должны были обеспечить дотации из Киева (план на 2014 год - около 3 млрд гривен или 11,9 млрд рублей).
За первые два месяца 2014 года Киев перечислил полуострову 623 млн грн (почти 2,5 млрд руб), сообщил РБК представитель Минфина Украины. Социальные обязательства, по словам чиновника, выполнены на 90%. Однако российским стандартам размеры социальных выплат на Украине не соответствуют. И в случае разрыва отношений Крыма с Украиной перед Россией встанет проблема приведения размера пенсий и других социальных выплат в соответствие с российскими стандартами, признал министр экономического развития Алексей Улюкаев в недавнем интервью России-24. Размеры пенсий и социальных трансфертов отличаются в два-два с половиной раза, утверждал он.
Чиновник социального блока правительства оценивает затраты на крымскую "социалку" в 50 млрд рублей в год. Но сумма может вырасти, так как набор немонетизированных льгот у крымчан шире, говорит он.
По данным Главного управления Пенсионного фонда Украины в Крыму, в автономии 524 тыс. пенсионеров. Пенсионные выплаты в марте должны составить 834,3 млн грн, годовой объем выплат примерно равен 10 млрд грн (39,6 млрд рублей, собственные средства ПФУ в Крыму в прошлом году составляли около 55% всех расходов). Если встанет задача довести средний размер пенсии в Крыму (1592 грн, или 6 290 рублей в месяц) до среднероссийской (10 тыс. рублей в декабре 2013 года), понадобится дополнительно 1,94 млрд рублей в месяц, или 23,33 млрд в год.
По словам эксперта украинского проекта "Общественная дума" Екатерины Обуховской, в бюджетной сфере Крыма занято около 200 тыс. человек, а по данным Укрстата на февраль этого года, их средняя зарплата составляет в пересчете 12,5 тыс. рублей. В России этот показатель почти втрое выше - 30 тыс. рублей. Чтобы поднять зарплаты до российского уровня, понадобится 3,5 млрд руб. в месяц, или 42 млрд в год.
Большая стройка
Кроме "социалки", серьезных инвестиций от России потребует инфраструктура. Если Украина отключит энергосистему Крыма, для его энергоснабжения понадобится строительство линий электропередач через Керченский пролив, напоминает председатель правления некоммерческого партнерства "Территориальные сетевые организации" Александр Хуруджи. Самый быстрый вариант - по дну Керченского пролива. Потребление Крыма в час пик - около 1 ГВт, подсчитал старший аналитик Dragon Capital Денис Саква, местные электростанции обеспечивают только 20% потребностей в электроэнергии. Для надежного энергоснабжения Крыма может понадобится строительство двух ЛЭП 330 кВ на расстояние около 4 км, что оценивается примерно в 18 млрд рублей, подсчитывает Хуруджи. В Минэнерго от комментариев отказались.
В Крыму есть пять крупных проектов по строительству дорог на общую сумму в 1,67 млрд грн (6,5 млрд рублей), рассказал РБК начальник Службы автомобильных дорог Крыма Валентин Завайчинский. Самые дорогие из них - окружная вокруг Симферополя с развязками и путепроводом за 673 млн грн (2,7 млрд рублей), трасса Симферополь-Ялта через Ангарский перевал за 680 млн гривен (2,7 млрд рублей) и расширение дороги Харьков-Симферополь со строительством новой развязки за 183 млн гривен (722,9 млн рублей). "Какие планы теперь удастся выполнить, неизвестно из-за нестабильной ситуации", - сетует Завайчинский.
Помимо срочных расходов на инфраструктуру могут потребоваться дополнительные деньги на новые масштабные инвестиционные проекты. Министр транспорта России Максим Соколов оценил минимум в 50 млрд рублей проект строительства моста через Керченский пролив, который должен связать Таманский полуостров и Крым (в Минтрансе от комментариев отказались). Только ТЭО проекта обойдется в 600 млн рублей, ориентировочная стоимость строительства - 1,2 млрд долларов. Эти расходы для Минэкономразвития оценила Торгово-промышленная палата (ТПП, копия расчетов есть у РБК).
Но и этим расходы не ограничатся. ТПП посчитала, что реконструкция морских портов Крыма обойдется в 1 млрд 769 млн долларов. Самые большие затраты потребует вывод грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города на косу Южная озера Донузлав (1 млрд 36 млн долларов). Крымские автодороги следует вложить 1,5 млрд долларов, еще 240 млн долларов нужно на аэропортовую инфраструктуру, 27 млн долларов - проекты на железнодорожном транспорте.
Кроме инфраструктуры, ТПП советует вложить деньги в крымский туризм (181 млн долларов) и сельское хозяйство (109 млн долларов). Например, в планах ТПП построить тематический парк приключений Динолэнд и развить "Город Мастеров" в Феодосии.
Экономические риски Расчеты не учитывают влияние последних событий на экономику Крыма. Обуховская ожидает, что от обострения ситуации сильно пострадает туристический бизнес, который приносит в бюджет до 7,3 млрд рублей в год, и, если региональная казна недосчитается этих денег, их также придется компенсировать Москве.
Директор украинской "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн говорит, что поставки топлива в Крым сильно диверсифицированы, с территории Украины поставляется не более 10-15% от общего объема. Эксперт ожидает, что если Крым войдет в состав России, украинская сторона не будет перекрывать поставки. Однако они могут стать неконкурентоспособными, поскольку российское ценообразование "искривлено экспортными пошлинами". Если доставка нефтепродуктов в Крым по железной дороге станет невозможной, ЛУКОЙЛ закроет все свои 13 АЗС на полуострове, заявил представитель компании.
Налоговый режим
Чтобы уменьшить нагрузку на российский бюджет в связи с возможным присоединением Крыма полуостров может получить особый налоговый статус по аналогии с тем, что существовал с 1994 по 2007 год по договору о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром, говорит федеральный чиновник. Между регионом и федеральным центром заключались межбюджетные соглашения, регулировавшие распределение налоговых сборов. Например, по такому соглашению 1999 года Татарстан оставлял у себя для финансирования целевых программ 50% собираемого НДС вместо стандартных 15%, акцизы на алкоголь, нефть и легковые автомобили, говорит партнер, руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. В ФНС отказались комментировать, возможно ли применение аналогичного режима в Крыму.
Переход на российские правила сбора налогов и единую систему кредитно-денежных отношений может занять 9-12 месяцев, полагает директор по международным региональным финансам Fitch Ratings Владимир Редькин.