Мнение. "Анатомия коррупции", или 127 томов межигорских документов Януковича
Архив Януковича позволит сделать несколько важных выводов. Можно установить, насколько верными были оценки масштабов коррупции, сделанные до того как Янукович стал политическим трупом. Андерс Ослунд из Питерсоновского Института международной экономики писал пару месяцев назад, что за последние три года режим выкачивал из бюджета в карманы Януковича и его приближенных по $10 млрд в год. Сегодня, когда перед нами предстал лишь краешек межигорской реальности, эта оценка не кажется завышенной.
Межигорские бумаги помогут прикинуть, каким должен быть поправочный коэффициент к расследованиям, проводимым в других коррумпированных странах - на сколько нужно делить или умножать цифры, которые дает, например, Алексей Навальный, прикидывая количество "олимпиардов", разворованных в Сочи или при закупке буровых через кипрские прокладки. Надежность этих сопоставлений можно будет проверить после победы над коррупцией в России.
И все же стремительный крах Януковича - свинство по отношению к защитившей себя украинской демократии. Проблема с тиранией заключается в том, что после себя она оставляет огромную воронку с осыпающимися краями. Было бы лучше, если бы диктатор тихо ушел и сжег все бумаги.
Янукович и его соратники не являются творцами украинской коррупции: свой весомый вклад в нее внесли предшественники, которые сейчас находятся в рядах победителей. Они лишь довели эту коррупционную систему до совершенства, втянув в нее практически весь украинский бизнес. Теперь страна узнает имена не только тех, кто вымогал, но и тех, кто платил, способствуя укреплению режима.
Кровь пролита. Жажда справедливости огромна. Где и в какой момент подвести черту, чтобы в воронку не затянуло всю страну?
Среди украинцев популярна идея призвать в советники новому правительству экс-президента Грузии Михаила Саакашвили и архитектора грузинских радикальных реформ Каху Бендукидзе. В субботу я долго обсуждал с Бендукидзе, как перезапустить украинскую экономику. Одно из ключевых действий - подвести черту под эпохой коррупции, чтобы избежать паралича деловой активности. "Если вы будете преследовать всех, кто что-то нарушил, - говорит Бендукидзе, - на годы остановите любые инвестиции. Как можно совершать сделки в стране, где любой капитал под подозрением?"
В Грузии был реализован, по существу, "нулевой вариант". Нескольким бенефициарам нечестной приватизации пришлось доплатить за имущество, приобретенное у государства по смешным ценам. После этого была проведена экономическая амнистия: старые прегрешения прощены, те, кто согласился работать по новым правилам, могли не бояться, что им помянут старое.
Дилемма, стоящая перед Украиной, очень проста. Или поиски справедливости заморозят инвестиции, без которых полупарализованная экономика не сможет вернуться на траекторию быстрого роста. Это путь в никуда - первые же свободные выборы сметут политиков, которые не смогли обеспечить избирателям лучшее будущее. Или новые лидеры сумеют вовремя остановиться, ограничив круг подследственных бывшими министрами и членами семьи Януковича. Шанс на это есть. Майдан поднялся для того, чтобы "перезагрузить" систему. Никакой "перезагрузки" не будет, если победители не устоят перед соблазном нового передела.
Владимир Федорин, независимый журналист, Киев