Россияне лишатся экспресс-доставки покупок из-за рубежа
Крупнейшие операторы экспресс-доставки, среди которых DHL, FedEx, DPD, Pony Express и UPS, прекращают доставку в Россию товаров для личного пользования. В первую очередь речь идет о покупках, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах.
Компании ссылаются на ужесточение правил оформления этих товаров на таможне при ввозе в Россию.
Вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко пояснил bbcrussian.com, что с января 2014 года список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физических лиц увеличился и пополнился новыми требованиями, поэтому с 27 января компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех грузов для личного пользования.
По словам его коллеги, начальника управления международных перевозок компании DPD в России Евгения Привалова, суть нововведений заключается в том, что для оформления груза физическому лицу теперь требуется предоставлять оригинал выписки из банка о переводе денежных средств, оригинал договора, заключенного с таможенным представителем, а также письмо, подтверждающее личный характер товаров, и копию паспорта.
Проблемы могут возникнуть, если адрес доставки товара получателю не совпадает с адресом регистрации, указанным в паспорте.
При этом таможенное оформление происходит путем подачи отдельной пассажирской таможенной декларации в отношении каждого груза, а не реестра грузов, как это было ранее.
Подобный порядок делает оформление большого количества экспресс-грузов в краткие сроки практически невозможным, - заявили Би-би-си в DPD.
Пострадает покупатель
В четверг газета "Ведомости" опубликовала письмо Ассоциации экспресс-перевозчиков России своим клиентам от 20 января 2014 года, согласно которому все члены АСЭП прекращают импорт экспресс-грузов в Россию.
Официального подтверждения этой информации bbcrussian.com получить не удалось.
Как рассказал Русской службе Би-би-си президент Национальной ассоциации дистанционной торговли России Александр Иванов, новые правила не коснутся "Почты России" и других компаний, не занимающихся экспресс-доставкой.
По мнению эксперта, от нововведений таможни пострадает прежде всего покупатель.
"Есть зарубежные интернет-магазины, которые не предлагают другой альтернативы, кроме, допустим, DHL, и не очень хотят иметь дело, скажем, с "Почтой России", - отметил он.
"Кстати, для "Почты России" это тоже невыгодно - сейчас компания модернизируется, и если конкуренции не будет, начнутся проблемы с качеством и сервисом", - считает Иванов.
Что касается самих экспресс-операторов, они вряд ли понесут серьезные убытки, так как доля всех названных курьерских компаний от общего объема доставки товаров из интернет-магазинов в Россию составляет менее 2%.
"Превентивный расстрел"
В декабре в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил упорядочить интернет-торговлю.
После этого Минфин предложил снизить не облагаемую пошлиной сумму покупок в зарубежных онлайн-магазинах, которая сейчас составляет 1000 евро, до 150 евро.
Однако в России эта граница установлена по сумме покупок за месяц, а в других странах, например, в Германии - за отдельную покупку, объяснил Иванов.
По мнению главы Национальной ассоциации дистанционной торговли, проблема не в том, что планку надо поднимать, а в том, что у таможни нет системы отслеживания товаров, и, скорее всего, если товары пришли одному адресату в течение месяца, но в разных посылках, их просто не заметят.
Говорить же о какой-то серьезной конкуренции с российскими интернет-магазинами не приходится, поскольку у них разные покупатели. "Скорее это - превентивный расстрел", - считает эксперт.
В 2012 году количество адресованных россиянам посылок из-за рубежа увеличилось с 24 млн до 30 млн. Заказ товаров в иностранных интернет-магазинах, как правило, позволяет значительно сэкономить.