Внешняя политика России: современные ориентиры
12 февраля 2013 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». С момента принятия прежней концепции прошло 13 лет
Ситуация в мире за эти годы существенно изменилась, что потребовало принятия нового документа. В новой концепции государства мира призываются к соблюдению «универсальных принципов равной и неделимой безопасности применительно к евроатлантическому, евразийскому и азиатско-тихоокеанскому пространствам», что явно свидетельствует о намерениях России повышать значимость евразийского пространства в мировой геополитике. Отмечается в новой концепции и то, что «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств». Такая формулировка ясно свидетельствует: многие члены СНГ видятся Россией в качестве потенциальных участников процессов евразийской интеграции. Отмечается в концепции и внешнеполитическая функция евразийской интеграции: «Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». Говорится в документе и о необходимости расширять взаимодействие с Беларусью в рамках Союзного государства в целях углубления интеграционных процессов во всех сферах.
Перед российской элитой ставится задача активно поддерживать процесс евразийской экономической интеграции, реализуя совместно с Беларусью и Казахстаном задачу преобразования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и формирования Евразийского экономического союза. Пути подобной трансформации видятся в привлечении к этой работе других государств — членов ЕврАзЭС, реализации шагов по дальнейшему развитию и совершенствованию механизмов и нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, укреплению Евразийской экономической комиссии как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В отношениях с Организацией Североатлантического договора (НАТО) в обеих концепциях, как в предыдущей, так и в новой, высказывается значительная настороженность. В 2000 году Россию больше всего волновали положения новой стратегической концепции НАТО, не исключающей ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН и расширения НАТО. В 2013 году Россия стала значительно сильнее по сравнению с 2000 годом, и список претензий и требований к Организации Североатлантического договора существенно расширился. Указывается, что Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по продвижению к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия — НАТО обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других, а также обязательств по военной сдержанности. Также отмечается отрицательное отношение к расширению НАТО и к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности и ведущим к появлению новых разъединительных линий в Европе.
За прошедшие годы одним из самых существенных новшеств в глобальной политике стала возросшая роль Китая и Индии, что также нашло свое отражение в концепции. В предыдущей редакции Китай упоминался четыре раза, в новой — шесть раз. Индия упоминалась три раза, а теперь — пять. Связано это и с тем, что за прошедшие годы появились новые форматы отношений с Китаем и Индией, в том числе такие, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и РИК (Россия, Индия, Китай). Возросшее значение Китая и Индии в российской политике можно оценить по характеру изменений формулировок. В редакции 2000 года говорится о том, что одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. В редакции Концепции 2013 года прямо указывается, что развитие дружественных отношений с Китаем и Индией является важнейшим направлением российской внешней политики, что свидетельствует о том, что времена активной ориентации России на сотрудничество, прежде всего с западными странами, уходят в прошлое.
Признаком большей зрелости новой концепции является упоминание в ней «мягкой силы» как неотъемлемой составляющей современной международной политики, о которой ничего не говорилось в предыдущей редакции. Указывается в новой концепции и то, что существуют и риски деструктивного и противоправного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека, за рубежом. К сожалению, нет упоминаний о том, каким образом «мягкая сила» планируется использоваться во внешней политике самой России, в том числе для того, чтобы противостоять подобным действиям в ее адрес со стороны других государств.
Любопытным выглядит и упоминание тех стран Евросоюза, на сотрудничество с которыми Россия делает особый акцент. В 2000 году речь шла о первоочередном взаимодействии с Великобританией, Германией, Италией и Францией. В 2013 году особый акцент делается на сотрудничестве с Германией, Францией, Италией и Нидерландами. Исчезновение из списка Великобритании является следствием того осложнения российско-британских отношений, которое происходило в последние годы. А включение в список Нидерландов показывает, что Россия способна найти в Евросоюзе партнеров взамен тем, которые не готовы идти ей навстречу. Интересно и то, что страны Балтии, которым в предыдущей редакции уделялся целый абзац, из новой редакции исчезли вовсе. Видимо, это связано с тем, что, став членами Евросоюза, они утратили ряд полномочий, наличие которых делало их ранее перспективными партнерами для России.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук