Кому щи пустые?
ООН уже который год бьет тревогу: число голодающих в нашем современном и таком технологичном мире растет пугающими темпами…
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая измеряет «недоедание» на планете, приводит пугающую статистику. Согласно ее данным, на сегодняшний день голодает до 14 процентов населения Земли! Подавляющее число лишенных возможности полноценно питаться проживает в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.
Впрочем, многие эксперты скептически оценивают ооновские сведения, называя их «очень приблизительными». Ведь по некоторым независимым оценкам, в режиме постоянного недоедания жизнь коротает каждый пятый землянин.
Считается, что старт стремительному росту голодающих был положен в 1995 году. И обусловлен он тремя факторами: ухудшением социальной политики правительств разных стран, кризисом мировой экономики и значительным повышением цен на продукты питания.
Разумеется, главными жертвами недоедания становятся дети.
Еще одна пугающая статистика: малыши, которые ежедневно голодают, болеют в среднем до 160 дней в году. Зачастую многие болезни имеют хронические и неизлечимые формы. Также неполноценное питание усиливает эффект от разных недугов, включая корь и малярию.
Кажется, выхода из этой плачевной ситуации не существует и голодающим ничто и никто не сможет помочь…
Но разве это на самом деле так? Разве в мире производится недостаточно пищи, чтобы прокормить всех?
Оказывается, агропромышленный комплекс планеты производит достаточно продовольствия, чтобы обеспечить каждого из нас 2700 калориями в сутки! Это даже сверх нормы для детей и людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Так в чем же казус?
На фоне печальной картины голодающего мира буквально преступной выглядит другая: по данным исследования британского Института инженеров-механиков, проведенного по заказу ООН, около половины (!) всех продуктов питания, производимых в мире, выбрасывается на свалку…
Как выяснили исследователи, до двух миллиардов продуктов питания пропадает из-за несовершенного хранения, строгих сроков годности, перебоев в транспортировке, перепроизводства, маркетинговой политики супермаркетов, стимулирующих людей покупать больше продуктов, чем им нужно.
Последнее обстоятельство, отмечают исследователи, заставляет задуматься серьезно. Как мы, вполне благополучные и сытые, бездумно ведемся на удочку ушлых маркетологов?
Незначительная скидка на тот или иной продукт или громко разрекламированная акция побуждают нас покупать то, без чего мы прекрасно могли бы обойтись. И в конечном итоге залежалая в холодильнике еда отправляется в мусорный бак.
Глава отдела по энергетике и экологии данного британского института доктор Тим Фокс приводит неумолимые факты: в США и странах Западной Европы около половины всей покупаемой вполне качественной еды выбрасывается.
«Объемы затрачиваемой на производство этой продукции энергии и природных ресурсов невообразимы! Все эти продукты могли бы прокормить десятки миллионов людей, голодающих сегодня в разных странах…» — говорит он.
Впрочем, Тим Фокс также отмечает, что причиной «перевода» продуктов являются и слишком завышенные требования к их качеству, установленные в развитых государствах.
Так, в его родной Великобритании до 30 процентов овощей и фруктов не доходит до потребительского стола, а гниют на плантациях только потому, что они не соответствуют установленным параметрам привлекательности. Не та форма картофелины, чуть примятый бочок у яблока, надтреснутая кожура кабачка и т.д. — и помойка для витаминного продукта обеспечена.
Красота красотой, но согласно проведенному исследованию, на производство продуктов питания, которые не достигают потребителя, тратятся и гигантские объемы воды — до 550 миллиардов кубометров в год!
Данные, полученные специалистами института, несмотря на всю давность и очевидность проблемы, стали предметом бурных дискуссий в западном обществе. И всякий раз жаркие споры приводят к одному заключению: правительствам всех стран мира, а также авторитетным международным организациям предстоит принять ряд радикальных мер по изменению столь губительной для человечества ситуации. Причем пересмотр системы мировой продовольственной безопасности больше не терпит отлагательства.