В ФБР Чаплина окрестили «большевиком из Голливуда»
Национальный архив Великобритании снял гриф секретности с дела Чарли Чаплина.
В 1950-х годах служба контрразведки MI5 по просьбе ФБР вела за актером слежку: американцы подозревали его в связях с коммунистами. Серьезных доказательств подобному сотрудничеству не нашлось, но расследование выявило другие, не менее интересные факты. Среди прочего, оно поставило под сомнение место рождения великого комика, пишет Lenta.ru.
Чарли Чаплин, мягко говоря, никогда не был любимцем ни властей США, ни консервативной части американской публики. Нередко он навлекал на себя гнев сатирическими ролями в кино — достаточно прозрачными, чтобы зрители увидели за ними конкретных деятелей эпохи. Вызывало подозрение и то обстоятельство, что Чаплин, приехавший из Великобритании, за 40 лет жизни в Соединенных Штатах так и не удосужился принять американское гражданство. Дополняют картину неоднозначные факты из его личной жизни, например, пристрастие к несовершеннолетним девушкам (достаточно упомянуть, что Чаплин дважды женился на 16-летних).
Однако наиболее серьезные последствия для американской жизни комика имела его политическая позиция: у консерваторов Чаплин получил устойчивую репутацию «прихвостня коммунистов». Когда в конце 1940-х годов в стране начались времена маккартизма, участь актера была предрешена. К этому времени в ФБР лежали уже две тысячи листов его дела.
В 1952 году Чаплин выехал в Лондон на премьеру своего фильма «Огни рампы», но вернуться в США уже не смог: иммиграционные службы под давлением ФБР закрыли ему въезд. После этого Чаплин переехал в Швейцарию и до самой своей смерти (1977) только однажды — в 1972 году — посетил Соединенные Штаты, чтобы получить почетный «Оскар».
Как следует из обнародованных ныне документов, в преддверии и даже после запрета на въезд в США американские и британские спецслужбы активно сотрудничали в поиске компромата на Чаплина. Руководители ФБР, собирая поводы для запрета, просили коллег выявить контакты Чаплина с коммунистами в период его пребывания в Великобритании. Результаты слежки, как оказалось, совсем не оправдали ожиданий.
Осенью 1952 года агент MI5 передал американским коллегам следующие слова Чаплина, произнесенные им десятилетием раньше на заседании общества американо-советской дружбы: «В коммунизме есть много хорошего. Мы можем взять хорошее и отказаться от плохого».
Этот отрывок хорошо характеризует уровень политического «компромата» на «большевика из Голливуда» (так окрестили Чаплина в ФБР): случайные фразы, шапочные знакомства, благожелательное отношение со стороны левой прессы. Так, в архиве оказался номер газеты The Daily Worker с положительным отзывом на творчество Чаплина, которое «помогает подняться простому человеку против богачей».
Рассекреченные ранее материалы MI5 указывают на ту роль, которую сыграл в судьбе Чаплина писатель Джордж Оруэлл — автор знаменитых антиутопий «1984» и «Скотный двор». Оказалось, что незадолго до своей смерти в 1950 году Оруэлл передал знакомой из британского МИДа список из 35 людей, которых он считал «криптокоммунистами» или «пособниками коммунизма». В их числе оказался и Чарли Чаплин.
Пожалуй, наиболее значительный факт из дела Чаплина — его знакомство с Айвором Монтегю — кинокритиком и, между прочим, первым президентом Международной федерации настольного тенниса. Монтегю был агентом советского ГРУ (ему присвоили псевдоним «Интеллигенция»), и, казалось бы, здесь и могла возникнуть зацепка для западных спецслужб. Однако в рассекреченных архивах MI5 оказался лишь один весьма незначительный документ на эту тему — перехваченная телеграмма к Чаплину, в которой Монтегю выражает сожаление, что не смог встретиться с приехавшим в Лондон актером.
По итогам работы MI5 сделала заключение, что американского комика легко может использовать коммунистическая пропаганда, считавшая его «жертвой маккартизма». При этом контрразведчики признали, что Чаплин не представляет угрозы для безопасности страны.
Однако говорить о том, что расследование оказалось совсем бесполезным, все-таки нельзя. В то время как многие ожидали захватывающих шпионских историй, наиболее интересная информация оказалась в той части дела Чаплина, которая посвящена, казалось бы, самым протокольным фактам его биографии.
По официальной версии, Чарли Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне в семье артистов мюзик-холла (кстати, всего через четыре дня появился на свет высмеянный им в «Великом диктаторе» Адольф Гитлер). В 1910 году, спасаясь от бедности, актер впервые отправился в США. Там он провел два года, затем вернулся в Великобританию, но вскоре вновь поселился в Соединенных Штатах — на этот раз надолго.
На самом деле, информации о ранних годах жизни Чаплина осталось очень мало, а имеющиеся сведения весьма противоречивы. В этом есть заслуга и самого комика. Так, в 2011 году в его личном архиве было обнаружено письмо, согласно которому будущий актер родился в цыганском таборе возле Бирмингема, а его тетя была «королевой цыган». Никаких подтверждений эта версия не получила, но «признанию» актера многие поверили.
ФБР, как оказалось, тоже сомневалась в официальной версии происхождения Чаплина. В сообщениях агентам MI5 американцы просили проверить информацию о месте его рождения. При этом они предположили, что ранее Чаплин мог был известен под именем Израиль Торнштейн.
Британцы, покопавшись в архивах, свидетельства о рождении на имя Чарльза Спенсера Чаплина не нашли. «Представляется, что Чаплин либо родился не в нашей стране, либо при рождении был зарегистрирован под другим именем», — говорится в полицейской записке для MI5. Некий источник Скотленд-Ярда утверждал, что местом рождения Чаплина был город Фонтенбло к югу от Парижа. Однако версия о французском происхождении актера не нашла подтверждений, впрочем, как и данные о его «настоящем» имени.
Любопытно, что, среди прочего, британские спецслужбы искали корни Чаплина и в России. Это связано с тем, что комик однажды заявил о намерении «вернуться в Россию». Что он имел в виду, осталось загадкой. С одной стороны, он мог оказаться среди тех российских евреев, которые в начале XX века бежали на Запад от погромов. Но британцы полагают, что речь шла, скорее всего, только о планах Чаплина посетить Советский Союз.
Итоги расследования MI5 показали, что Чаплин, возможно, и симпатизировал коммунистам, но не более того. В этой связи The Times отмечает, что история великого комика может стать хорошей иллюстрацией того, как борьба с СССР обернулась для Соединенных Штатов «антикоммунистической паранойей».
Сам Чаплин, к слову, всегда отрицал свою принадлежность к коммунистам. Об этом свидетельствует, в частности, исследование российского киноведа Валерия Головского. По его сведениям, которые цитирует издание «Частный корреспондент», в 1948 году Чаплин заявил на собеседовании в иммиграционной службе следующее: «Я либерал, меня всегда беспокоила проблема мира на земле. Но это не значит, что я интересовался коммунизмом. Мне не нужны никакие организации прикрытия. Я всегда использую свое имя».
Что касается тех, кому имя, происхождение и политические взгляды Чарли Чаплина все же не дают покоя, то они могут самостоятельно изучить «шпионский» след в его биографии: материалы MI5 уже появились на сайте Национального архива.