Рокировка в тандеме Медведев-Путин определила долгосрочную стратегию развития России
27.09.2011 14:16
—
Новости Мира
Рокировка в тандеме Медведев-Путин определила долгосрочную стратегию развития России

Прежде всего подобные решения позволяют с большей уверенностью говорить о том, что если постепенная передача власти от Путина к Медведеву и была изначально одним из вариантов развития событий, то уже в самом скором времени было принято решение от этого отказаться. Россия оказалась слишком нестабильной для проведения широкой модернизации и демократизации всех сфер жизни общества, а ряд мировых, не зависящих от России, событий, решение которых привело к сосредоточению большинства полномочий в правительстве во главе с действующим премьером, окончательно превратило Медведева во временного президента, призванного обеспечить стабильность (т.е. сохранение достигнутого уровня и не более того) политической системы и международных позиций государства.
Справедливости ради нужно подчеркнуть, что с поставленной задачей президент Медведев справился. Несмотря на позиционирование себя в качестве более либерального по сравнению с Путиным политика, акцентирующего внимание на необходимости глобального реформирования экономических и государственных институтов, в кризисных ситуациях Медведев проявил себя как жесткий и несгибаемый политик. Прежде всего, это касается августовской войны с Грузией и признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Сюда же можно отнести и его позицию по вопросу размещения американских элементов ПРО в Польше и Чехии и намерение во что бы то ни стало добиться продления базирования Черноморского флота РФ в Крыму.
Тем не менее, во всех этих действиях трудно увидеть какие-либо новые инициативы нового президента. В большинстве своем в той или иной форме все эти действия явились продолжением политики его предшественника, а иных, более активных внешнеполитических действий на международной арене, президент Медведев не предпринимал.
Одной из причин подобной политики третьего президента России можно назвать мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся уже через несколько месяцев после его вступления в должность. Трудное экономическое положение, в котором оказалась российская экономика после падения цен на сырье, падения биржевых индексов и, как следствие, увеличившегося оттока капитала, не позволяло начать реализацию многих президентских инициатив. В результате к настоящему моменту среди наиболее значимых решений можно назвать реформу МВД и создание иннограда "Сколково". Однако эти действия на данный момент выглядят незавершенными и нуждаются в дальнейшей доработке.
С другой стороны, внутриполитическая стабильность и сохранение международного положения как следствия полной преемственности политики предшественника в этих сферах позволили действующему премьеру Владимиру Путину сосредоточиться на экономической политике и закреплении достигнутого правящей партией уровня поддержки населения. Преимущественное влияние премьера на экономику страны просматривается в его участии в выходе страны из мирового кризиса (можно вспомнить нередкие опоздания Путина и министра финансов Кудрина на заседания правительства по причине консультаций на фоне падения российских биржевых индексов) и роли в создании Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Последнее является продолжением позиционирования Путина как "собирателя русских земель" и в целом можно отнести к успехам его премьерства: с 2012 года, несмотря на ряд сохраняющихся трудностей, начинает работу Единое экономическое пространство.
Здесь же необходимо отметить эффективность разделения полномочий правящим тандемом. Дмитрий Медведев как президент априори воспринимался своими коллегами как новое лицо во внешней политике России, и из двусторонних отношений с рядом государств исчез присутствующий во время президентства Путина некоторый антагонизм. Продолжение политических инициатив Путина все реже воспринималось как попытка агрессии и реванша со стороны России и все более переходило в исключительно деловую плоскость.
Однако сохранение достигнутого за время президентства Путина уровня развития страны не решило существующих в России экономических и системных проблем, таких как коррупция, технологическая отсталость, ресурсная зависимость и др. Для реализации политики широких реформ президенту Медведеву нужно опираться не только на сильного премьера, но и иметь на всех уровнях власти свою, созданную под реализацию собственной политики команду. Для этого ему необходимо возглавить правительство и сформировать его из членов своей, а не "путинской", команды. Вероятно, именно это развитие событий является наиболее вероятным в ближайшие годы.
Владимир Путин в нынешней России является наиболее популярным и авторитетным политиком и имеет все шансы одержать на них очередную убедительную победу. В этом случае вполне ожидаема активизация внешней политики страны во всех направлениях, т.к. Путин, обладая полнотой власти, будет способен принимать необходимые решения непосредственно в ходе переговоров без необходимости их согласования с кем-либо. Международная ситуация в определенной степени будет располагать подобной активизации. Сегодня наблюдается глубокая трансформация центров политической и экономической силы по всему миру, и сильный российский президент, безусловно, будет пытаться в полной мере реализовать национальные интересы. Прежде всего, это будет касаться бывших союзных республик и нынешних российских партнеров по интеграции (Армения, Беларусь, Казахстан, Украина), а также некоторых стран-лимитрофов. Роль Путина-премьера в создании Таможенного союза и Единого экономического пространства показала, что идея "собирателя русских земель" для него по-прежнему актуальна. Одновременно для многих стран Запада, ранее критиковавших Россию за империализм, а президента Путина - за авторитаризм и подавление демократических свобод, трудности двусторонних отношений с Россией отошли на второй план, уступив место внутрисистемным кризисам, проявившимся в экономических трудностях, росте безработицы и числа иммигрантов, радикализме и экстремизме. Кроме того, с экономической и политической точек зрения (и это можно проследить по многочисленным публикациям в европейских и американских научных журналах) страны Запада видят гораздо большую угрозу со стороны Китая и сотрясаемого революциями Ближнего Востока, и напряженные отношения с недодемократичной с их точки зрения Россией становятся все менее популярными среди правящих кругов.
Что касается Дмитрия Медведева как потенциального премьера, то логика вышеописанного развития событий подсказывает, что ему действительно может быть предоставлен карт-бланш на формирование собственного кабинета министров. Достаточно высокий уровень доверия Владимира Путина действующему президенту, а также его баллотирование на пост главы государства при сохраняющейся неоднозначной экономической и социальной ситуации в стране, несущей серьезные риски ее развитию уже в среднесрочной перспективе, создают условия для реализации многих инициатив Медведева, опирающегося в кресле премьера на созданное под эти инициативы правительство. Есть большая вероятность, что эта схема рассчитана на ближайшие 12 лет (два президентских срока), в течение которых премьер Медведев будет постепенно пытаться провести необходимые реформы с целью масштабной модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества, а президент Путин, реализуя национальные интересы во внешней политике, будет обеспечивать внешние и внутренние (сама модернизация будет сопровождаться многочисленными экономическими и политическими переустройствами, в ходе которых у премьера Медведева могут появиться влиятельные противники) условия их проведения.
Все вышесказанное подводит к выводу, что у российских партнеров, в том числе и у Беларуси, появилась определенность и представление стратегии развития внешней и внутренней политики России на ближайшее десятилетие, что создает условия для разработки долгосрочной стратегии двусторонних отношений с точки зрения реализации собственных национальных интересов.