10 лет спустя
11.09.2011 22:00
—
Новости Мира
Десять лет назад, 11 сентября 2001 года, три самолёта, управляемые террористами, врезались в один из символов Америки – небоскрёбы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона. Четвёртый разбился в штате Пенсильвания, не долетев до Вашингтона. Эти кадры почти в реальном времени могли наблюдать миллионы людей во всем мире.
Жертвами трагедии стали 2 792 человека. Американцы и канадцы, французы и англичане, индусы и россияне… Под обломками Всемирного торгового центра оказалась и белоруска – 32-летняя минчанка Ирина Бусло.
Тот день разделил жизнь всего мира на «до» и «после» теракта, показав не только истинное лицо, но и истинные возможности терроризма. И, без преувеличения, повлиял на войну и мир во всём мире, изменив соотношение воюющих и невоюющих стран. И вообще, если посчитать жертвы и терроризма, и ответов на теракты, включая военные операции в Ираке, Афганистане и других странах, то счёт пойдёт на сотни тысяч жизней.
Оказывается, есть люди, которые 10 лет назад не жалели себя, разбирая завалы Всемирного торгового центра, но сегодня оказались незаслуженно забытыми.
Ящик с лекарствами, большой стакан воды… 33 таблетки каждое утро, изо дня в день. Обезболивающие и антидепрессанты – «награда» за бессонные ночи на Ground Zero. Два месяца Кен Джордж провёл на расчистке завалов Всемирного Торгового Центра.
Кен Джордж, доброволец-спасатель 11 сентября 2001 года: «Я надеюсь, что государство позаботится о моей семье, когда я умру. Мне 47, моё сердце и лёгкие почти не работают. Долго я не проживу».
От различных заболеваний, связанных с последствиями терактов 11 сентября 2001 года, скончались сотни человек. У тысяч ликвидаторов, спасателей, пожарных и полицейских обнаружены поражения дыхательной и иммунной систем. Как показывают независимые медицинские исследования, из 10 тысяч нью-йоркских пожарных онкологические заболевания встречаются на 19 % чаще у тех, кто работал на «нулевой отметке».
Кенни Спект, бывший пожарный: «Когда ты смотришь на данные медосмотров нью-йоркских пожарных до 11 сентября, и смотришь, как сейчас выглядят эти люди – те, кто ещё жив – делается очень тревожно».
В 2006 году от острой лёгочной недостаточности умер полицейский Джеймс Задрога. Его именем назван закон, предусматривающий пожизненные компенсации ликвидаторам, а также создание специальной научной базы для исследования последствий терактов. Проволочки в Конгрессе с принятием закона тянулись несколько лет. Вместо обещанных 7,5 млрд долларов из бюджета выделено чуть больше 4. Однако, большую часть медицинских счетов за лекарства и лечение бывшим спасателям приходится оплачивать самим.
Джон Ситара, бывший пожарный: «Каждое химическое соединение подтачивало наше здоровье. У меня опухали десны от свинца. Так, что зубы шатались. Так было почти 30 дней. А ещё железо, сталь, медь, испарения ртути, газ от ламп дневного накаливания».
Онкологические болезни, появившиеся у спасателей после сентябрьской трагедии, из федеральной казны не оплачиваются. Специальные комиссии посчитали, что для включения их в список, на который действует закон Задроги, нет недостаточных оснований. Между тем, результат независимых исследований показывает прямую связь между всплеском канцерогенных заболеваний и вредными выбросами в зоне трагедии. Медики зафиксировали 60 различных видов рака.
День патриота и День молитвы – так теперь называют 11 сентября. Вспомнить тех, кто погиб в результате сентябрьских терактов и помолиться за упокоение их душ к площадке Ground Zero приходят тысячи людей. Представители разных стран, разных национальностей, разных вероисповеданий.
Сейчас на бывшем Ground Zero вовсю кипит стройка. К 10 годовщине со дня сентябрьских терактов градоначальники отрапортовали о большом прогрессе в проекте восстановления этого района Манхеттена. И никто и словом не обмолвился о том, что ликвидаторы на юбилейную траурную церемонию не приглашены.
Во время траурной церемонии сюда, за ограду, разрешено пройти только родственникам погибших. Для спасателей ворота закрыты. Тогда, 10 лет назад, они были первыми. Сегодня нет даже среди последних. Тогда их называли героями. Сегодня забыли внести в списки.