ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ!

Источник материала:  
28.07.2011 — Новости Мира
ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ!

Всем известно: замок Эльсинор — это место действия знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет» — ее даже в школе проходят! Правда, читатель может не знать, что в действительности замок построен в 1585 году, а реальный Гамлет — или, правильнее, Амлет — был викингом и жил за несколько столетий до этого. Но упрека Шекспиру здесь, разумеется, нет: право автора на некоторую вольность неоспоримо.
Эльсинор (Хэльсингер) интересен для политики еще и тем, что с ним связано любопытное предание из истории таможенного дела и международной торговли. Городок и замок стоят на берегу узкого пролива Эресуни, отделяющего датский остров Зеландия (от которого, кстати, пошло название — Новая Зеландия) от Швеции. С XV по XIX век датчане взимали дань с каждого судна, проходящего по проливу, в виде определенного процента от стоимости груза. Любопытно, что в проливе почти не были отмечены за все время наблюдений случаи контрабанды. Дело в том, что капитаны не могли пожаловаться на жестокие поборы: каждый сам имел возможность оценить свой груз «на глазок», а раз так, то какая уж там контрабанда. Вот, между прочим, аргумент в пользу «мягких» налоговых и таможенных сборов, при которых честным быть и легче, и прибыльней! Да и государству незачем содержать и кормить целую ораву вездесущих надсмотрщиков, которые только и ждут, когда же им дадут «на лапу». Понятно, честности нужно не требовать, для нее следует создавать благоприятные условия. К которым относилось и следующее. Да, каждый капитан сам оценивал меру выплачиваемого им оброка, но беда, если они начинали жульничать! Датский король оставлял за собой право скупить любой товар по заявленной стоимости, поэтому, как только хитрец-шкипер называл чрезмерно заниженную цифру, король — еще больший хитрец — тут же выкладывал деньги на бочку, и судно покидало знаменитый Эльсинор… с пустыми трюмами!
А что в таком случае делать капитану, оставшемуся на бобах? Пенять на себя за нечестность, а вслух кричать: «Простите, ваше величество, меня тоже обманули!».
Примерно это и делал Руперт Мэрдок, когда его и его сына вызвали для разбирательств дела о прослушке в британский парламент. Очевидно, ни Руперт-старший, ни Руперт-младший не удосужились поинтересоваться подлинной историей Эльсинора, а ограничились шекспировской версией событий. В общем, они привыкли зарабатывать на информационной «контрабанде», полагая, как говаривал Шекспир, что «сейчас идет совсем иная драма, а посему меня уволь!». Впрочем, на этот раз действительно запахло жареным, и они отлично понимали, что для их медиа-корпорации в связи с разоблачениями наступил вполне гамлетовский вопрос «Быть или не быть!?». Хотя и не особенно нервничали, ведь в отличие от подлинно эльсинорской истории местный «король» — премьер Кэмерон — был хоть и не явно, но на их стороне.
Итак, в британском парламенте состоялись специальные слушания, созванные оппозицией. Как хороший актер, 80-летний Руперт Мэрдок заявил, что это был «самый унизительный день в его жизни». Вообще, Руперт и Джеймс Мэрдоки на слушаниях избрали тактику полного отрицания своей вины. («Ваше величество, меня тоже обманули!»). Мэрдок-младший утверждал, что скандал с прослушкой разгорелся еще до того, как «News of The World» была приобретена News International. У парламентариев почему-то не возник логичный вопрос: «В таком случае, зачем же вы приобретали столь скомпрометированную газету? Уж не для того ли, чтобы использовать ее специфическую квалификацию?». Руперт Мэрдок на это заявил, что «вина за случившееся лежит не на нем, а на людях, которым он слишком доверял». Очевидно, имеются в виду те самые люди, которые подозревались в прослушке и которых он купил вместе с таблоидом, заранее зная об их репутации!
В любом случае, Мэрдок-старший признался, что «ему очень стыдно». Чтобы ему стало стыдно еще сильней, один господин пробрался на заседание комитета по делам печати, культуры и спорта Палаты общин и попытался облить магната какой-то белой жидкостью. Нападавший несколько раз выкрикнул слово «жадность», подразумевая, видимо, за какой грех он намерен покарать Мэрдока. Покарать не удалось — краска пролетела мимо — и Мэрдок чистеньким покинул здание парламента.
Оно и понятно, не зря ведь оппозиционная лейбористская партия подчеркивает тесную связь между Мэрдоком и Дэвидом Кэмероном. Оказалось, что главный редактор скандальной «News of The World» находился в течение года на должности помощника премьера по СМИ! Но еще любопытнее то, что в медиа-империю Мэрдока на Островах входит консервативная «The Times», поддерживающая тори и лично Кэмерона с начала его предвыборной кампании.
Короче, лейбористы во главе с Эдом Милибэндом вышли на тропу войны. Парадоксально, но еще неделю назад ставки у букмекеров на то, что Кэмерон вынужден будет уйти в отставку, принимались из расчета 16 к 1, однако после выступления премьера в парламенте, его шансы усидеть на высоком посту повысились почти вдвое. Он же настоял на прямой трансляции слушаний Мэрдоками в парламенте, а затем и сам «подставился», срочно вернувшись из загранкомандировки, чтобы выступить там же, на заседании Палаты общин.
Первая личная схватка Милибэнда и Кэмерона, несмотря на хорошие карты в руках лейбористов, закончилась для последних не очень удачно. То ли Кэмерон был слишком убедителен, то ли Мэрдоки убедительно врали, мол, премьер не имеет касательства к их медиа-империи. В любом случае, британцы ценят спектакль, а в хорошем спектакле хороший актер ценен, играй он героя или злодея. Главное, как пел Фредди Меркьюри «Show must go on!» — шоу должно продолжаться.
«Поверьте, я извлек урок из происшедшего», — уверял Кэмерон парламентариев. И парламентарии, кажется, ему поверили…

Вадим Елфимов
←Праздник не для всех

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика