Чечня: независимость 20 лет спустя

Источник материала:  
09.06.2011 00:00 — Новости Мира

Чечня: независимость 20 лет спустя

Чечня: независимость 20 лет спустя

Чечня: независимость 20 лет спустя20 лет назад, 8 и 9 июня 1991 года, в Грозном состоялась сессия Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН), провозгласившая создание независимой Чеченской Республики Нохчи-Чо.

В республике сложилось двоевластие – ОКЧН, который возглавлял генерал авиации Джохар Дудаев, действовал параллельно с Верховным Советом Чечено-Ингушской республики.

Это продлилось недолго: 6 сентября того же года Дудаев объявил о прекращении деятельности Верховного Совета.

Политическая элита Чечни требовала независимости. Экономически она должна была основываться на добыче, переработке и транзите нефти с востока на запад. Но переход власти в руки Дудаева сопровождался конфликтами, многоходовыми финансовыми операциями, политическим и экономическим кризисом.

Все это происходило на фоне развала Советского Союза, когда Кремль, более или менее смирившийся с центробежными устремлениями бывших советских республик, пытался сохранить контроль над территорией России.

В два десятилетия, прошедших со времени тех событий, вместились две войны, в результате которых погибли десятки тысяч человек, еще больше людей стали беженцами. Столица Чечни, город Грозный был разрушен, а партизанские вылазки боевиков продолжаются по сей день. Конфликт, который сначала носил характер сепаратистского, постепенно перерос в религиозный.

После двух войн

Последняя чеченская война формально закончилась в 2009 году, когда Москва объявила о завершении режима контртеррористической операции в республике.

"Если бы Грозный до сих пор напоминал [разрушенный] Сталинград то, естественно, вопрос давно стал бы о другом человеке"

Альви Каримов, прес-секретарь главы Чеченской Республики

Чечня стала постепенно оправляться от ран, нанесенных военными действиями. Но поскольку экономика региона была фактически уничтожена в ходе войн, то федеральный центр стал направлять в республику деньги. Официально они были предназначены для послевоенного восстановления, однако в российской прессе стали все чаще говорить, что эти деньги являются ни чем иным, как контрибуцией, которую Москва выплачивает Грозному за прошедшие войны.

Правозащитники при этом не переставали обращать внимание на то, что Нажать в республике продолжаются похищения людей. Причем во многих случаях эти преступления не расследуются.

Так, организация Amnesty International в последнем своем отчете Нажать обвинила режим Кадырова в незаконных задержаниях, пытках, а в отдельных случаях и во внесудебных казнях лиц, подозреваемых в принадлежности к вооруженным группировкам.

Власти, однако, не согласны с этими обвинениями.

Но при этом они предпочитают говорить не о правах человека, а подчеркивать свои достижения в других областях. И, в первую очередь, это строительство.

Город Грозный, практически разрушенный во время войны, отстроен заново. Побывавшие в столице Чечни рассказывают о красивых площадях с фонтанами, высотных домах и больших мечетях. В республике отремонтированы дороги, строится жилье, школы, поликлиники и больницы.

И все это приписывается одному человеку – лидеру Чечни Рамзану Кадырову.

"Если бы Грозный до сих пор напоминал [разрушенный] Сталинград, если бы улицы до сих пор были в выбоинах, ямах, если бы людям негде было бы жить, учиться, лечиться, то, естественно, вопрос давно стал бы о другом человеке", – сказал Русской службе Би-би-си его пресс-секретарь Альви Каримов.

Независимость и деньги

В Чечне мало кто вспоминает о той политической независимости, которую требовали 20 лет назад. Сегодня эту идею истеблишмент заменяет на другие, связанные, главным образом, с благополучием, которое обеспечивается денежными вливаниями из федерального центра.

Эти финансы, конечно, дают руководству Чечни определенную свободу действий. Многие даже называют это "независимостью".

И главный редактор интернет-ресурса "Кавказский узел" Григорий Шведов полагает, что окружение Рамзана Кадырова вполне довольно той финансовой "независимостью", которую оно имеет сегодня.

"Они получают большие финансовые вложения от федерального центра и расходуют их по своему усмотрению. Такая независимость их устраивает вполне", – сказал Шведов bbcrussian.com

Но московские деньги не делают Чечню независимой, так как все равно "политические решения, касающиеся этого региона, принимаются вовне его", – отметил главный редактор "Кавказского узла".

Собственно, это не противоречит позиции нынешнего руководства Чечни, которое всячески подчеркивает, что не стремится к политической независимости.

"Что мы имеем в виду под независимостью? – вопрошает Альви Каримов. – Если речь идет о том, чтобы чеченцы имели возможность молиться, соблюдать нормы ислама и так далее, то это [мы имеем] в полном объеме. Никто в этом никому не мешает. Если речь идет об экономике, например, чтобы регион получил возможность привлекать какие-то иностранные инвестиции да, [в этом смысле, мы независимы]. Но все это есть и в любой области в Российской Федерации", – сказал в интервью Русской службе Би-би-си Альви Каримов.

Для него важно подчеркнуть, что нынешнее руководство Чечни и не хочет, чтобы республика отличалась от других субъектов федерации.

"Я со всей ответственностью заявляю [...], что Чеченская Республика не требует, не просит никаких дополнительных полномочий, какой-то дополнительной независимости, которой нет, например, у Вологодской области", – добавил представитель лидера Чечни.

В конце мая полпред президента на Северном Кавказе и вице-премьер России Александр Хлопонин заявил, что Нажать Чеченская Республика практически восстановлена. Он уточнил, что речь идет лишь о физическом восстановлении разрушенного в ходе двух войн жилья и инфраструктуры.

В апреле правительство Чечни запросило у федерального центра примерно полтриллиона рублей на ближайшие 15 лет. Это почти вдвое превышает те суммы, которые поступают в Чечню сейчас. И если говорить о бюджетных выделениях в расчете на каждого жителя, то это намного выше, чем в других субъектах федерации.

Аналитики довольно спокойно отнеслись к этому запросу, потому что "просить больше, чем нужно" считается в России обычной бюрократической практикой. Но они обращают внимание на другое: чем больше денег выделяется из Москвы, тем больше официальный Грозный привязывается к столице.

Находящийся в Лондоне эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев говорит, что эта привязка не институциональна, а основывается на личных связях.

"Вся конструкция, вся структура, которую выстроил Путин в Чечне, держится на двух людях – это Путин в Москве и Рамзан Кадыров в Чечне. И никакого другого влияния на сегодняшний день Россия в Чечне не имеет", – сказал Закаев bbcrussian.com.

Кадыров как гарант спокойствия?

Молодой лидер Чечни Рамзан Кадыров постоянно находится в центре внимания. Причем это связано не только с эксцентричными футбольными матчами и концертами поп-звезд, но и теми действиями, которые Кадыров предпринимает, чтобы обуздать экстремизм в республике.

Публицист Юлия Латынина считает, что это ему, в целом, удается, и что Рамзан Кадыров вполне способен контролировать обстановку в Чечне.

"Кадыров - это эффективное лекарство против боевиков; а для Чечни, видимо, единственно эффективное. В обмен на это Кремль простит ему все. И всем, кто Кадырова критикует, тоже надо об этом помнить", - сказала она в апреле 2011 года в интервью bbcrussian.com.

Однако Григорий Шведов полагает, что это не так. И в качестве доказательства он приводит данные о том, что и в Чечне, и в Ингушетии уменьшается количество "подрывов, терактов и похищений".

"Но посмотрите, какой ценой это произошло в Чечне: ценой грубейших нарушений прав человека. Там авторитарный режим, невероятные вливания федерального центра – я имею в виду суммы, потраченные деньги. А в Ингушетии нет жесткого авторитарного режима, не потрачено столько денег, а результаты с точки зрения безопасности гораздо более заметные", – сказал Шведов.

←Сирийский дипломат опровергла сообщения о своей отставке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика