Вопрос ядром
Чем белорусская АЭС будет отличаться от японской “Фукусимы”?
Белорусско-российское соглашение о строительстве АЭС, подписанное недавно в Минске, снова всколыхнуло интернет-сообщество, вызвав дискуссию о целесообразности строительства станции и безопасности ее функционирования. С помощью специалистов “НГ” попыталась разобраться в наиболее распространенных мифах.
Миф 1. Страна вполне может обойтись без атомной энергии“В 2015 году долю собственных энергоресурсов в топливном балансе государства планируется довести до 31 процента, — отмечает заместитель министра энергетики Михаил Михадюк. — Ведется большая работа по вовлечению в баланс местных видов топлива и альтернативных источников энергии. Но это не закроет наши потребности”. Чтобы, например, удвоить добычу торфа, необходимо дополнительно отвести 17 тысяч гектаров земли. Энергия ветра в Беларуси может использоваться не больше 2—3 тысяч часов в год. Это не Дания, где на побережье ветры дуют круглый год. Гидроэнергетический потенциал наших рек тоже невысок. Вместе с тем доля природного газа занимает сегодня 96 процентов в электроэнергетике. А цена углеводородов постоянно растет, и запасы их не бесконечны”.
Миф 2. Станцию будут строить в сейсмически опасной зоне“Островецкая площадка прошла тщательный сейсмический контроль. На территории Беларуси нет геодинамических условий для возникновения сильных землетрясений, — утверждает директор Центра геофизического мониторинга Аркадий Аронов. — За время наблюдений ощутимых землетрясений здесь было всего четыре. Одно из них произошло в 1908 году в районе современного поселка Гудогай. Его магнитуда составляла 4,5. Для сравнения, магнитуда нынешнего японского землетрясения — около 9. Это одно из самых сильных землетрясений в мире и по своей энергии оно в 500 тысяч раз больше того, которое теоретически может случиться у нас”.
Миф 3. Строительство АЭС экономически нецелесообразно“Даже те страны, которые имеют в избытке нефть и газ, приняли решение строить АЭС”, — говорит Михаил Михадюк. Себестоимость производства электроэнергии на атомной станции около 2,5 цента за киловат-час, что в несколько раз дешевле, чем на ТЭЦ. Атомная электростанция позволит нам заместить 5 млрд кубов газа из тех 21—22 млрд, что потребляем сегодня.Конечно, как и все капиталоемкие энергопроекты, строительство АЭС не окупится за два-три года. Это не магазин и не бензоколонка. Но в целом проект рентабельный.
Миф 4. Эксплуатировать станцию небезопасноПо мнению экспертов, сравнивать АЭС в Японии и будущую станцию в Беларуси как минимум некорректно. Это все равно что выбирать между “мерседесом” тридцатилетней давности и “мерседесом” нового образца.— Не забывайте, что “Фукусима-1” само землетрясение выдержала, — объясняет главный инженер ГУ “Дирекция строительства АЭС” Анатолий Бондарь. — А вот последовавшее цунами вывело из строя резервные дизельные электростанции, и АЭС осталась без напряжения.У нас будет совсем другая система безопасности, с ловушками распада топлива, с так называемой пассивной системой защиты, которая не требует человеческого участия. Предусмотрена также 72-часовая независимость от внешнего энергоснабжения и защита от падения самолета.
Миф 5. Мир отказывается от атомной энергетики Сегодня на планете более 400 энергоблоков. Все они сосредоточены в 30 странах. Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии остаются США, Франция, Япония, Россия и Германия. О планах по строительству новой АЭС заявили еще 30 стран. Быстрыми темпами шагают Китай и Индия, продолжают возводить АЭС в Иране, Украине, Чехии, Словакии, России и Пакистане.
В тему
Разработка котлована для сооружения белорусской АЭС на Островецкой площадке начнется уже в сентябре 2011 года. Станция будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2,4 тысячи МВт. Первый блок АЭС будет введен в эксплуатацию в 2017 году, второй — в 2018-м.