Дипломаты с двойным дном. Законны ли внешние инвестиции в партии и общественные движения?
Политические партии на Западе запрещено финансировать из-за рубежа, а внешние инвестиции в иные неправительственные организации находятся под пристальным государственным контролем. Почему же ЕС считает возможным вмешиваться в политическую жизнь других стран? На днях в Варшаве было во всеуслышание заявлено, что белорусской оппозиции планируется выделить 87 млн евро. Что это как не попытка оказать влияние на другое государство?
Заманчивая сумма формируется из многих составляющих. Так, например, член Еврокомиссии Штефан Фюле сообщил о намерении ЕС увеличить финансирование “белорусских гражданских инициатив” с нынешних 4 млн до 15,6 млн евро.Среди самих “представителей гражданских инициатив”, насколько можно судить по сайтам в сети интернет, весть из Варшавы воспринята с изрядным скепсисом. Вслед за ироничной цитатой из “Золотого теленка” “Остап Ибрагимович, ну когда же мы будем делить наши деньги?” и безапелляционным требованием некоего “активиста” — “Оплатите мне учебу!” — зазвучали и нотки откровенного пессимизма. “Что-то слишком туманно”, — заметил один. “С трудом представляется, как эти деньги попадут адресатам”, — пишет другой. “Хотелось бы поверить, да опыт не дает!” — заявил третий. “Мне сдается, что это обыкновенный популистский треп и не более”, — признался четвертый. Пятый со знанием дела прогнозировал: “Львиная доля денег пойдет на оплату труда консультантов из ЕС, у них очень высокие зарплаты. Это своего рода поддержка Евросоюзом собственных консалтинговых фирм”. Шестой завсегдатай сети уточнил: “Деньги, как и всегда, достанутся “главным” нашим оппозиционерам, уж они-то знают, как распоряжаться (распиливать) и где брать так называемые гранты. А остальным надо рассчитывать только на себя”.Следует отметить, что оснований для подобного уныния у знатоков белорусского “политбомонда” предостаточно. Но дело не только в настроениях. В этой плоскости интересен иной вопрос: насколько допустимо подобное финансирование извне? В декабре прошлого года президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, что просить денег у другого государства на избирательную кампанию или на покрытие сделанных ранее долгов неприемлемо. Его поддержал евродепутат Сийм Калласс, подчеркнувший: в Европе считается правилом хорошего тона не использовать на эти цели деньги внешних инвесторов. “Выборы в демократических европейских странах — это дело внутригосударственное”, — цитировала его эстонская газета Postimees.В Израиле на днях комиссия кнессета по законодательству утвердила доработанный вариант законопроекта депутата Зеэва Элькина о контроле над иностранным финансированием своих неправительственных организаций. “Законопроект призван защитить израильских граждан от иностранного влияния, которое идет вразрез с национальными интересами”, — пояснил Элькин. Наконец, Россия проблемой политинвестиций озаботилась еще летом 2005 года. “Мы против финансирования из-за рубежа политической деятельности общественных организаций в России, — заявил тогда премьер-министр Владимир Путин. — Ни одно уважающее себя государство этого не допускает, и мы не допустим”. В самом деле: подпитки партий извне запрещены законом и в Евросоюзе, и в США.Кстати, страны Европы переживают ныне глубокий экономический кризис. “Ситуация тяжелая, такой не было с момента завершения Второй мировой или даже Первой мировой войны”, — констатирует глава Европейского Центробанка Жан-Клод Трише в интервью немецкому журналу Spiegel. На этом фоне почти стомиллионное субсидирование “гражданского общества” в Беларуси выглядит по меньшей мере нелепо. Тем более что на Западе не нашлось даже достаточных средств на реализацию разрекламированной программы “Восточное партнерство”.