ЯПОНСКОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Источник материала:  
18.11.2010 — Новости Мира
ЯПОНСКОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

О Японии почему-то принято вспоминать весной. Наверно, потому что весной цветет знаменитая сакура — японская вишня. Казалось бы, красивое, чисто японское явление, хотя весной природа оживает и благоухает в любой стране, даже в безлесной тундре. Тем паче цветение наших родных яблонь — да и вишен, черешен, груш, не говоря уже о черемухе, — как по мне, так во сто крат краше! Ну да ладно, не будем развеивать чужую легенду, пусть себе самураи радуются, — думают, что у них есть «что-то особенное». И каждую весну, как по команде, мир начинает вспоминать про сакуру… Впрочем, и тут есть подвох: а почему, собственно, он вспоминает? И тут-то открывается вовсе не сказочное объяснение… Да, в нашем глобализированном мире ничто, ни одно явление природы не обходится без политического подтекста. Нет, я, конечно, не имею в виду, что все мы дружно, на всей планете Земля каждое божье утро должны начинать с восхвалений в адрес какого-то конкретного политического лица, которое разрешило солнцу взойти. Или вечером — за то, что оно же зашло. Так поступают в Северной Корее — и больше нигде. И вот за это — за такой эксклюзив — я лично готов вознести похвалу до самых небес! Но вопрос остается вопросом: почему у цветения японской сакуры есть все же политический подтекст?
Видите ли, все дело в том, что цветет она в садах… Вашингтона. Да-да! В свое время, уже после своего поражения во Второй мировой войне, японцы подарили саженцы своих любимых деревьев столице Соединенных Штатов в знак новых отношений между странами. Раньше Страна восходящего солнца и Штаты были врагами, а теперь вот стали союзниками. И сакура зацвела на берегах Потомака. Конечно, сакура не менее пышно цветет и у себя на родине, но вот по географическим и, стало быть, климатическим соображениям в Вашингтоне она расцветает раньше! Против природы не пойдешь. Словом, чуть-чуть не рассчитали японцы — и их национальное достояние «узурпировали» янки. Японцы долго-долго готовили потом месть и, как положено самураям, медленно, но верно шли к сладостной цели. В 70-е годы они, наконец, «пробрались» и захватили национальную гордость Соединенных Штатов — их собственный внутренний рынок автомобилей. А заодно положили на лопатки весь американский автопром. «Тойоты» и «ниссаны» стали средством передвижения янки, а «кадиллаки» и «форды» — ненужной в век прагматизма роскошью, которую в подержанном состоянии теперь покупают только выходцы из Африки и Турции, да и то находящиеся на территории Европы. И что вы думаете, разрушил сей конфуз американо-японский союз? Ни на йоту! На самом деле Япония и Штаты стали только ближе друг другу, ибо спаялись экономически. А что касается щелчка по национальной гордости, того, что сакура цветет в Вашингтоне раньше, чем в Токио или на Окинаве, так японцам осталось сообразить: если бы не вашингтонские сады, кто бы в мире узнал про японскую сакуру?
Но нынче на дворе стоит золотая осень! Короче, до весны еще нужно подождать. К тому же, мне хотелось бы найти что-то такое, что действительно есть только в Японии. И вот я нашел… Стоит в шестидесяти километрах от Токио довольно известный на весь мир городишко Цукуба. Маленький такой, но очень чистый и технологичный. По сути дела, это японская «силиконовая долина», только отроду ей уже 45 лет. Вот что значит быть союзниками, в данном случае, союзниками Штатов, и вот что значит перенимать лучшие идеи, в данном случае — американские. Идеи-то американские, а вот воплощение-то японское! Тогда, в 60-х, не то что о японском качестве, о японских товарах никто в мире слыхом не слыхивал. А теперь? Да что говорить… И вот японские ученые катаются в Цукубе, как в сыр в масле. У них и гонорары одни из самых высоких в мире, и деньги им дают на любые их прихоти, то есть исследования. А как не дать: глядишь, профессор сегодня просто пошутил, а завтра из этой «шутки» можно будет миллиардные прибыли качать! А кто заглянет в это светлое завтра, кто узреет невидимую сейчас связь между шуткой и прибылью? Конечно, профессор! Не политик же. У политика другая функция — создать условия для профессора. Только и всего. В Японии четко понимают такую взаимосвязь вещей. Впрочем, не только в Японии, по всему миру понимают. А вот то, что есть только в Японии и больше нигде в мире и то, что приятно удивило меня больше всего, я сейчас попробую описать.
Туманное японское утро. Все обыденно. Автомобили с учеными (и не только с заслуженными профессорами) один за другим подъезжают к шлагбауму, дающему дорогу в святая святых японской «силиконовой долины». У шлагбаума, естественно, полицейский в белых перчатках. И вот этот полицейский каждому въезжающему ученому торжественно отдает честь, словно какому-нибудь маршалу!
Вот что поразило меня… И вот что есть только в Японии. Но только при таком отношении к людям интеллектуального труда (я уж не говорю о гонорарах!) можно добиться за короткие сроки (да и за любые сроки) того, чего Япония добилась в экономике. Ибо как сказали те же американцы: ты никогда не получишь двух долларов прибыли, если не вложишь в них хотя бы одного доллара инвестиций.
Конечно, вкладывать деньги не сложно, когда их у тебя нет. И куда сложнее, когда они у тебя имеются — сразу становится жалко отдавать «кровно заработанные» каким-то мечтателям. И сразу появляются более неотложные вещи. Например, игра в правительственную чехарду. Вот о чем, например, весь последний месяц волновались простые французы? Против чего они бастовали, перекрывали бензоколонки и прочее? Они бастовали против пенсионной реформы, задуманной (и уже проведенной в жизнь, кстати!) Николя Саркози. По сути дела, они боролись за то, чтобы правительство нашло те деньги, которое оно хочет отнять у трудящихся с помощью непопулярной (естественно!) пенсионной реформы. И что, нашел Саркози эти деньги? Как он откликнулся на недвусмысленно высказанные чаяния народа? Тем более что рейтинг его и так упал на 30%, а ведь в 2012-м его ждут президентские выборы.
Реакция французского президента была такова: он распустил непопулярное правительство. И тут же, в воскресенье, назначил новое. Вернее, с тем же премьером, с теми же ключевыми министрами. Но это ведь легче, чем отдать французам деньги…

Вадим Елфимов
←Экономика для туриста. Самый дешевый общественный транспорт в мире — в Каракасе, а самый дорогой — в Венеции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика