Игра на трубах
Нефтепровод Одесса—Броды готовят к запуску в правильном направлении.
Уже в конце этой недели нефтепровод может заработать так, как был изначально задуман, — в аверсном режиме. Это позволит осуществить пробную прокачку примерно 80 тысяч тонн нефти из Одессы на Мозырский НПЗ. Правда, это будет не венесуэльская нефть, а российская, марки Urals, закупленная на условиях своп (замещения). Другими словами, Беларусь обменяла венесуэльскую нефть на российскую, чтобы прокачать ее по нефтепроводу, просчитать логистику и оценить экономику данного проекта. “НГ” попыталась разобраться, что из этого получится и как дальше будет развиваться ситуация?
Из реверса в аверс
До сих пор венесуэльская нефть, которую покупает Беларусь, завозилась танкерами в черноморский порт Одессы, а оттуда по железной дороге через Украину доставлялась на белорусский НПЗ. Однако еще в конце октября Президент Украины Виктор Янукович на встрече с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым принял политическое решение запустить трубу Одесса—Броды в аверсном режиме для поставки энергоресурсов из Каспийского региона. А после того как первый вице-президент российской компании “Транснефть” Михаил Арустамов заявил, что Россия с 2011 года откажется от прокачки нефти по маршруту Броды—Одесса, все сомнения улетучились: разворачивать трубу в правильном направлении в любом случае придется.
Выгодный маршрут
Вчера в порту Южном должна была начаться разгрузка танкера с нефтью, предназначенной для Беларуси. Почему по трубам потечет российская нефть? Потому что этот маршрут изначально был ориентирован на экспорт российской нефти и вся его инфраструктура настроена соответствующим образом. Впрочем, главное сейчас — оценить выгоду проекта, убежден независимый аналитик Сергей Чалый. — Украина намерена получить для себя приемлемые объемы транзита по нефтепроводу Одесса—Броды, — объясняет эксперт. — Для Беларуси важно уйти от транспортировки нефти по железной дороге. Во-первых, пропускная способность у трубопровода гораздо выше, во-вторых, он существенно дешевле: на одной тонне нефти экономия получается порядка 30 долларов.
Нефтяной коллектор
— Транспортировка венесуэльской нефти через Украину в Беларусь — это очень логичный маршрут, обычный диверсификационный проект, — рассуждает руководитель Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. — Он не направлен против кого-то, в том числе против России. Возможно, удастся создать так называемый балтийско-черноморский нефтяной коллектор, о котором ведутся разговоры с 1992 года. Это было бы честно по отношению к России, учитывая, что она откровенно уводит от нас свою нефть.Вполне возможно, что сделка своп — это еще и попытка проверить логистику использования танкеров по Черному морю, предполагает Сергей Чалый. То есть собственно венесуэльская нефть может и не доходить до Одессы, а просто будет совершаться ее замещение. Для этого может быть использована нефть из Азербайджана или Ирана.
Балтийский вектор
Беларусь собирается закупать у Венесуэлы 10 миллионов тонн нефти ежегодно. Мощность нефтепровода Одесса — Броды не менее 15 миллионов тонн. Однако кроме Мозырского НПЗ у нас есть еще Новополоцкий, и его тоже надо загружать. Поэтому без северного маршрута, то есть без использования балтийских портов, нам не обойтись. Для наших соседей доходы от транзита грузов — солидная прибавка к бюджету, поэтому между ними уже развернулась конкуренция за перевалку белорусской нефти. Логично предположить, что окончательный выбор будет сделан в пользу тех партнеров, кто предложит нам более выгодные условия.
Досье “НГ”Нефтепровод Одесса — Броды был построен в 2001 году для транзита каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод сейчас используется Украиной для перекачки небольших объемов российской нефти, до девяти миллионов тонн, в реверсном режиме в сторону Одессы.