Сложно жить дружно
25.10.2010
—
Новости Мира

Новый виток дискуссии на эту тему разгорелся довольно неожиданно. Причем на самом высоком уровне, с подачи федерального президента Кристиана Вульфа. В качестве повода для своего выступления на эту тему он использовал 20-летний юбилей объединения Германии. 3 октября на торжествах в Бремене Вульф выступил с речью (это была его первая программная речь с момента вступления в должность, и все ждали президентского дебюта с особым нетерпением), в которой заявил буквально следующее: "Христианство, несомненно, является частью Германии. Иудаизм, несомненно, является частью Германии. Это наша иудео-христианская история. Между тем ислам также является частью Германии".
Таким образом, в юбилей немецкого единства Вульф дал понять, что Германия окончательно станет единой, только когда ей удастся успешно провести интеграцию мигрантов и признать ислам неотъемлемой частью своей культуры. В принципе, оригинальным такой подход назвать нельзя: мусульманская община ФРГ уже четвертый год подряд именно 3 октября проводит день открытых дверей в мечетях, подчеркивая связь немецкого единства и интеграции мигрантов.
Тем не менее многими в Германии слова Вульфа были восприняты настороженно. На заседании в бундестаге премьер Гессена Фолькер Буффье отметил, что в Германии существует "ведущая культура", одним из основных положений которой является разделение религии и власти. "Эта модель представляет полную противоположность шариату, и отсюда следует, что шариат не может быть основой для успешной интеграции", - заявил он. Глава фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер занял еще более резкую позицию: "Одним из важных аспектов наших представлений о мире является религиозная свобода. Ислам никак не согласуется с этими представлениями".
Масла в огонь подлили неожиданные заявления Ангелы Меркель. 16 октября в Баварии на встрече с молодыми членами ХСС она заявила о том, что мультикультурная модель в ФРГ потерпела крах, но ислам в дальнейшем будет все более ощутимо определять собой облик Германии. Меркель потребовала от иммигрантов учить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество: "Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке". Тем самым она поддержала главу баварского Христианско-социального союза Хорста Зеехофера, потребовавшего остановить приток арабов и турок и заявившего: "Мы не хотим выплачивать социальную помощь всему миру". Эту позицию разделяют 58% немцев.
Политологи считают, что нынешние недвусмысленные слова Меркель и Зеехофера в значительной мере адресованы избирателям, утрачивающим симпатии к ХДС/ХСС. В обществе зреет возмущение, непонимание того, как в стране возникли "параллельные миры" мигрантов, существование которых правительство попросту игнорирует.
Противоречивые заявления немецких политиков, похоже, свидетельствуют о некоторой сумятице в умах правящего класса. Твердо можно сказать лишь одно: власти Германии осознали острую необходимость взять процесс интеграции мигрантов под пристальный контроль. Однако какой должна быть иммиграционная политика в нынешних условиях, никто пока не знает.