Мы стали свидетелями «лета столетия»
Нынешняя жара с глобальным потеплением практически не связана, утверждает доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института, член-корреспондент РАН Владимир КЛИМЕНКО. Когда в 2007 году была аномально теплая зима, «заслуга» глобального потепления в этом составляла 20–25%. Все остальное – локальные причины и случайности. К нынешней жаре это относится в еще большей мере.
Однако если теплые бесснежные зимы вскоре станут нормой, то лето, подобное нынешнему, в ближайшие годы не повторится. В связи с чем В.Клименко поздравляет «всех переживших этот кошмар с тем, что они были свидетелями лета столетия или даже лета тысячелетия. С большой степенью вероятности никто из ныне живущих такого лета больше не увидит».
Московский июль стал самым жарким за всю историю метеорологических наблюдений, которые ведутся в Москве с 1777 года. Это не просто самый жаркий июль за 234 года. Он намного жарче прежнего самого жаркого июля 1938 года. Тогда среднемесячная температура была 23,3 градуса, в нынешнем июле – 26. Прогнозы на лето в целом – тоже рекорд. До сих пор самым жарким было лето 1841 года с аномалией на 4,6 градуса выше нормы. На сегодняшний день аномалия – 5,8 градуса. Хотя в истории нашей страны случались летние периоды и более жаркие, чем нынешний.
Наука палеоклиматология позволяет реконструировать климатические факторы на тысячи лет в прошлом. Важная часть палеоклиматологии – письменные источники. Русские летописи позволяют утверждать, что между 1350 и 1380 годами Россия пережила целую серию совершенно убийственных летних сезонов. Могу прочитать выдержку из летописи 1371 года: «Мгла стояла два месяца». Не две недели, как сейчас. «Столь велика мгла была, что на един сажень перед собой не видели». Видимость не превышала сажень, а сажень – это 2 метра 13 сантиметров.
С точки зрения истории климата ни нынешнее лето, ни нынешняя декада не выбиваются из контекста летних температур за последние два тысячелетия, рассуждает дальше В.Клименко. Выбиваются как раз зима и весна. Зимы сейчас – самые теплые за несколько тысячелетий. Глобальное потепление происходит 120 лет, это научно установленный факт. Среднеглобальная температура сейчас на 0,8 градуса выше, чем в конце XIX века. В Центральной России среднелетняя температура выросла на градус.
Вероятность того, что следующее лето будет таким же, как нынешнее, крайне мала. За счет глобального потепления возможны одно-два таких лета в ближайшие 150 лет.
И это очень много. Уже в ближайшие десятилетия многие люди и страны окажутся в климатических условиях, опыта проживания в которых у них нет. Для Москвы это бесснежные зимы с почти нулевыми температурами.
В целом же, по мнению профессора, глобальное потепление можно считать для России благом, которое дает небывалый исторический шанс. В условиях такого благоприятного климата страна не жила никогда: там, где сейчас не вырастить ничего, кроме картошки и репы, можно будет выращивать яблони и груши. Там, где сейчас реки и каналы скованы льдом по шесть-восемь месяцев в году, будет круглогодичная навигация. Северный морской путь вместо двух месяцев в году будет открыт четыре. На отоплении за нынешний век Россия сэкономит больше топлива, чем все нефтяные запасы.
ынешнее лето в Москве было таким, каким обычно бывает на юго-западе Испании или на севере Африки. А последние две недели очень похожи на Западную Африку. Причем на район Гвинейского залива, где днем – 35–38, ночью – 26–28, и влажность 90%. Эту область европейские колонизаторы в XIX веке нарекли «могилой белого человека». Правда, в Москве влажность ниже.